Каким мы запомним 2021: модные итоги года
Этот год подходит к концу — и это тот случай, когда мы говорим об этом скорее с облегчением, чем с грустью. Простым он однозначно не был — но уж точно получился интересным, а во многом и поворотным. Пожалуй, все его последствия мы сможем оценить лишь через полгода, а то и через год — а пока подведем его краткие итоги. Их мы решили перевести на язык чисел — для максимальной точности. Рассказываем, каким мы запомним 2021 год в цифрах.
4
Какой год в моде обходится без громких кадровых перестановок? В этот раз их было 4 — и они варьировались от очевидных (давайте честно: мы догадывались, что с уходом Демны Гвасалии роль креативного директора Vetements взял на себя его брат Гурам) до абсолютно шокирующих (на пике популярности Bottega Veneta спешно покинул Дэниел Ли — и всего через неделю его заменил бывший дизайн-директор бренда Матье Блази). Чуть менее громко японский гуру стритвира Ниго возглавил Kenzo, а пустующее кресло креативного директора Emilio Pucci заняла Камилль Мичели, которая ранее работала дизайнером аксессуаров в Доме Louis Vuitton. А вот вопрос о том, кто займет должность креативного директора мужской линии Louis Vuitton после трагической смерти Вирджила Абло, пока остается открытым.
10
Этот год точно стал годом коллабораций. Мы насчитали целых 10 (!) сотрудничеств дизайнеров и брендов между собой — и это только если говорить о самых громких! Год символично начался с показа Gucci Aria, на котором был представлен совместный Hacker Project с Balenciaga, окончательно изменивший правила игры и сделавший возможным союзы брендов одного масштаба. Не обошлось и без традиционной дизайнерской коллаборации H&M, на этот раз — с Simone Rocha. Приз за самый спорный и скандальный коллаб получают бренд MSCHF и рэпер Lil Nas X, которые выпустили «сатанинские» кроссовки с человеческой кровью. Дизайнер Херон Престон в своей манере переосмыслил базовые вещи Calvin Klein, Crocs сделали модель на шпильке для Balenciaga (которая стала настоящим мемом), Nike выпустили кроссовки вместе с Louis Vuitton, Канье Уэст наконец (после многочисленных переносов) показал несколько вещей из коллаба своего бренда Yeezy с Gap, Особенно увлекся работой с другими брендами креативный директор Fendi Ким Джонс: на последней Неделе моды в Милане главной темой для обсуждений стала его совместная коллекция с Versace (и аксессуары с ироничной надписью Fendace), а всего несколькими неделями позже интернет «взорвала» новость о его союзе с бельевой маркой Ким Кардашьян Skims. Сразу несколько коллабораций подготовил ювелирный Дом Tiffany & Co., но самой обсуждаемой стала работа с культовым стритвир-брендом Supreme. Надеемся, никого не забыли — перечислить всех было не так-то просто.
2
Этот год стал весьма удачным для российских дизайнеров: сразу два локальных бренда вошли в официальное расписание Недели Высокой моды в Париже! Сначала статус кутюрье получила Ульяна Сергеенко (кутюрную коллекцию осень-зима 2021/22 она показывала уже в этом качестве), а затем и Юлия Янина (ее бренд Yanina впервые официально присоединится к кутюрной Неделе моды уже в ближайшем январе).
$2,1 млрд
Именно за такую сумму adidas продали Reebok — это одна из самых громких и дорогих сделок года. Спортивный гигант заключил сделку с группой компаний Authentic Brands Group. Концерну уже принадлежат бренды Forever 21, Barneys New York и Brooks Brothers. Еще в декабре прошлого года в официальном заявлении adidas говорилось, что компания всерьез рассматривает вариант продажи дочернего бренда: «adidas начал взвешивать стратегические альтернативы для Reebok как часть нового 5-летнего плана развития. Эти альтернативы включают как продажу бренда, так и сохранение его в качестве части компании».
2
Не обошелся этот непростой год и без трагичный новостей. За последние 12 месяцев мы потеряли сразу двух талантливых и знаковых дизайнеров: ушли из жизни Альбер Эльбаз и Вирджил Абло. Экс-креативного директора Lanvin и основателя AZ Factory не стало в возрасте 59 лет, причиной стали осложнения, вызванные коронавирусом. Основатель Off-White и креативный директор мужской линии Louis Vuitton скончался в возрасте 41 года после продолжительной борьбы с раком. Судьба оставленных ими брендов пока остается неизвестной. Точно понятно лишь одно: они оба смогли оставить нам богатое, яркое и просто очень красивое наследие, которое мы будем помнить и ценить всегда.
$8 000
После смерти Вирджила Абло многие вещи его авторства моментально получили статус объектов коллекционирования, что, разумеется, сразу же отразилось на их цене. Так, стоимость кроссовок Off-White X Air Jordan выросла до $8 000 — а на момент поступления в продажу в 2017 году они стоили всего $190. Похожая ситуация и с другими, менее популярными моделями обуви авторства Абло: по сообщению пресс-службы ресейл-платформы StockX, сразу после смерти Абло на их сайте ежедневно продавалось более 20 пар кроссовок Off-White x Nike Air Presto, хотя до этих событий с прилавков уходило не более трех.
53
В этом году усилился тренд на выход крупных брендов из официального расписания Недель моды, который наметился еще в 2020-м. Всего отказались от традиционного календаря 53 марки: 38 — в сезоне осень-зима 2021/22 и еще 15 — во время показов весна-лето 2021. Недели моды проходили без Bottega Veneta, Alexander McQueen, Saint Laurent, Balenciaga, Gucci и многих других. Три последних марки, впрочем, к концу года все-таки решили вернуться к привычному таймингу: Saint Laurent и Balenciaga показали коллекции весна-лето 2022 в Париже, а Gucci пообещали вернуться в Милан начиная со следующего года.
105
Мода продолжает курс на стирание границ между мужскими и женскими коллекциями. Так, 105 показов прошло в смешанном формате — на одном подиуме показывали новинки и для женщин, и для мужчин. Они составили 27% от общего числа шоу. Такие изменения привели к росту среднего числа выходов в рамках одного показа. Рекорд побили Emporio Armani: на весенне-летнем показе 2022 года было 125 (!) образов.
69
Столько коллекций, по данным платформы Tagwalk, включали образы, созданные для моделей плюс-сайз. Судя по этой цифре, движение в сторону бодипозитива и разнообразия в моде идет хоть и медленно, но уверенно — по сравнению с прошлым годом она выросла на 30%. Самыми популярными «фигурстыми» моделями уже второй сезон подряд стали Палома Эльсессер и Джилл Кортлев. Большой победой для бодипозитива оказался показ Gucci Love Parade: именно на нем впервые за всю 100-летнюю историю итальянского Дома впервые появились девушки размера «плюс».
53
Титул самой востребованной модели года уходит Мике Шнайдер. Франко-японская модель за год смогла сделать 53 показа — даже в условиях «смешанных» Недель моды, где часть шоу переместилась в диджитал-пространство. Также ей удалось сняться в рекламных кампаниях Saint Laurent, Chanel, Moncler, Valentino Beauty и Loewe — согласитесь, внушительный послужной список для девушки, чья большая карьера началась всего пару лет назад.