Как винтаж на красных дорожках превратился в отдельную индустрию
Последние красные дорожки минувшего наградного сезона не оставляют сомнений: винтаж — это «новый черный». Во всех его ипостасях: от настоящих тотал-луков из архивов брендов (здесь в чемпионы вырвались Зендея и ее стилист Лоу Роуч) до заново воспроизведенных по особому случаю винтажных платьев (эту тактику для себя избрал Дом Dior с его бесконечными переизданиями и переосмыслениями культового платья Junon 1949 года). Любые вариации на тему архивных образов обсуждают куда живее любых платьев из новых коллекций — и звездные стилисты с удовольствием поддерживают этот тренд. Сейчас уже понятно, что винтаж на красных дорожках превратился фактически в самостоятельную индустрию. Как так вышло? Кому и зачем это нужно? И главное — кто от этого в выигрыше? Пытаемся ответить на эти вопросы.
Зачем звездам нужен винтаж
Изначально тренд на винтаж родился как ответ на более глобальный запрос на осознанное потребление и устойчивость в индустрии. Здесь все просто. Вместо того, чтобы взять на красную дорожку новый наряд (или, что еще хуже, сшить его специально по этому случаю), лучше прийти в чем-нибудь архивном. Так старая вещь получает новую жизнь, планета очищается от перепроизводства одежды, а знаменитость и ее стилист зарабатывают звание осознанных потребителей. Бывали у селебрити-стилистов, впрочем, и более практичные (если не сказать конъюнктурные) интересы. Часто к винтажу они прибегали за неимением альтернатив. Когда у тебя самого еще нет имени в индустрии, а твоя клиентка — начинающая старлетка, бренды не то чтобы выстраиваются к тебе в очередь. Так было с Лоу Роучем и Зендеей. Роуч откровенно признается, что в начале карьерного пути его подопечную никто не хотел одевать — и выкручиваться приходилось по-разному. Например, с помощью винтажа. «Поначалу это было необходимостью. Когда мы начинали, никто не хотел давать Зендее вещи. Я — выходец из винтажного бизнеса, у меня был свой магазин в Чикаго. Многие вещи, которые она носила в начале карьеры, брались из моего магазина или у лругих вантажных дилеров», — вспоминает стилист в интервью Vogue Business.
Сегодня такой нужды и Лоу и его главной клиентки больше нет. По состоянию на начало 2024-го Зендея — признанная фэшн-дива и лицо Louis Vuitton, посотрудничать. с ней будет рад любой бренд. Тем не менее, она продолжает частенько выходить на красный ковер в архивных образах. Самые яркие примеры из недавних — наделавший много шума костюм робота Mugler из кутюрной коллекции 1995 года и костюм авторства Александра Маккуина для Givenchy, надетые в промо-туре к выходу второй «Дюны». Сейчас эти выходы преследуют уже совсем другие цели. Звездные стилисты быстро поняли, что ностальгия — мощная движущая сила в моде. И гарантированный способ «завируситься». О выходе в редкой архивной вещи будут шуметь все соцсети и фэшн-медия. Да что там: в последние годы появились целые аккаунты в соцсетях, посвященные отслеживанию выходов звезд в архивных луках. Как выяснилось, винтаж — еще один действенный инструмент в условиях экономики внимания, где сильные эмоции — равно деньги. И раз уж эти эмоции вызывают винтажные образы, значит, они вновь и вновь будут доставаться из закромов и надеваться на подопечных селебрити-стилистов.
Где звездные стилисты находят винтаж
Глобально есть два пути: обращение к архивам брендов и самостоятельный поиск у винтажных дилеров. В первом случае и стилист, и его клиентка должны обладать большим весом в индустрии и весомой записной книжкой с контактами нужных людей. Архив — это святая святых бренда. И его двери не открываются перед каждым встречным. Лучше сразу настроиться, что это игра вдолгую: на налаживание таких связей скорее всего уйдет не один год. И перед этим, вполне возможно, придется выгулять не одно платье из новых коллекций бренда. Стоит ли игра свеч — решает каждый для себя индивидуально. В большинстве случаев, разумеется, ответ положительный. В конце концов, тщеславие никто не отменял.
Сократить ожидание помогут дилеры винтажа. Грамотный стилист знает все явки и пароли — и умеет дружить с владельцами винтажных магазинов. У них подчас можно найти архивные вещи по-настоящему музейного уровня — вплоть до винтажного кутюра. Бутики вроде Byronesque Vintage и Moji Farhat — это настоящие сундуки с сокровищами, где подчас есть вещи, недоступные даже в архивах брендов. Но есть один нюанс: они выставлены на продажу. Поэтому в интересах владельца винтажного магазина чаще всего продать вещь звезде, а не дать ее напрокат ради одной красной дорожки. Но здесь уже возможны разные варианты — все зависит от личных договоренностей. Лоу Роуч всегда подчеркивает, что он выкупает все архивные вещи для Зендеи.
Кто выигрывает от всеобщего помешательства на винтаже
Но кому все это выгодно? Казалось бы, знаменитостям. С помощью винтажных луков они получают гарантированный буст популярности в околомодных кругах. Уверены: и без того обласканная индустрией Зендея стала еще популярнее после выхода в костюме робота Mugler. А еще это надежная страховка от досадной ситуации дабл-дрессинга: чем более редкий винтаж отыскал ваш стилист, тем меньше вероятность, что кто-то еще придет на то же мероприятие в похожем. С этими аргументами трудно поспорить. Но, судя по всему, все сливки здесь как обычно снимают бренды. Фактически они получают бесплатное промо в виде постоянных упоминаний в соцсетях и диджитал-медиа. А в условиях экономики внимания любое упоминание — это деньги. Так, выход Зендеи в уже упомянутом костюме робота потенциально заработал Mugler $13.3 по оценкам media impact value. Вдобавок бренд выдал звезде ценную архивную вещь при условии, что после этого она выйдет в свет в платье из текущей коллекции — и таким образом подсветит реальное коммерческое предложение марки. Случается и так, что бренды получают всю выгоду, не приложив к выходу никаких усилий. Костюм Александра Маккуина для Givenchy оу Роуч нашел для все той же Зендеи в винтажном магазине Aralda Vintage в Лос-Анджелесе — но пресс-служба Дома не отказала себе в удовольствии сделать пиар-рассылку для журналистов с указанием на выход знаменитости.
В каком-то смысле выгодоприобретателями являются и стилисты. Винтаж помогает им подтвердить свой статус: чем круче и реже находка, тем выше положение стилиста в индустрии. А вот с владельцами винтажных магазинов все сложно. В безусловном выиграше оказываются те, кто сотрудничают со звездами исключительно на коммерческих условиях. Хочешь винтажную вещь — купи. А вот с выдачей напрокат все обстоит куда менее прозрачно. В этом случае выгода для дилера заключается лишь в упоминании его бизнеса в социальных сетях звезды. Но такие договоренности достигаются лишь устно — и не всегда выполняются. Да и пресловутая отметка далеко не всегда ведет в аккаунт толпы потенциальных покупателей.