Как появился феномен Made in Italy, или Как кризис и санкции привели к расцвету итальянской моды

Исторический экскурс
София Лорен, 1950 год
София Лорен, 1950 год
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Не было бы счастья, да несчастье помогло», — так можно одной фразой описать историю итальянской моды. Это сейчас Милан наряду с Парижем является признанной столицей мировой фэшн-индустрии, а во Флоренции каждый сезон проходит престижная выставка мужской моды Pitti Uomo, куда слетаются байеры и журналисты со всего мира. Еще в середине прошлого века итальянские портные копировали работы парижских кутюрье, а местные модные журналы во всем подражали Harper's Bazaar. Все это начало меняться после Второй мировой.

Флорентийский модельер Эмилио Пуччи с моделью на фоне Флоренции, 1959 год
Флорентийский модельер Эмилио Пуччи с моделью на фоне Флоренции, 1959 год
David Lees/CORBIS
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Модель в платье Roberto Capucci, 1957 год
Модель в платье Roberto Capucci, 1957 год
Regina Relang
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правительство Муссолини, движимое идеей превосходства итальянской нации, взялось за популяризацию моды. Ее было решено сделать одним из орудий пропаганды и превратить в некую национальную идею. На замену западному глянцу стали создавать локальные журналы о моде, построенные вокруг местных тенденций. Такое «импортозамещение» во многом было вынужденным: против страны начали принимать санкции, которые больно ударили по местной торговле. Часть товаров и сырья отныне в Италию не ввозилась. Заменять привозное приходилось местным. В частности, было наложено эмбарго на ввоз натуральной кожи. Но эти ограничения спровоцировали творческий всплеск среди изобретательных итальянцев. Именно так появился знаменитый багаж Gucci из холщового полотна: им было решено заменить дефицитную кожу. Дизайн прижился и выпускается до сих пор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мариса Беренсон в Emilio Pucci для Vogue 1965
Мариса Беренсон в Emilio Pucci для Vogue 1965
Bert Stern

Возможно, именно этот режим ограничений вкупе с ущемленной национальной гордостью стали топливом, на котором итальянская мода впоследствии разогналась до небывалых скоростей. В тот же период был запущен журнал Grazia, изначально задуманный как аналог Harper's Bazaar, но впоследствии превратившийся в авторитетный источник информации о моде и стиле жизни. Сегодня Grazia издается по всему миру, включая Россию, и уже не ограничивается своей исторической родиной. Поначалу творческие способы выйти из сложившегося тяжелого положения искали только кожевенники, которыми Италия славилась всегда. Но позже за ними потянулись и портные.Когда Вторая мировая завершилась, местные энтузиасты стали работать над восстановлением экономики страны. Не последнюю роль в этом суждено было сыграть профессионалам местной моды. С конца 40-х локальные дизайнеры начали развивать свою собственную стилистику — более пригодную для обычной жизни, чем у парижских кутюрье. Так они постепенно отходили от копирования работ французских коллег.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фотограф Роберт Капа и актриса Джеральдин Брукс в платье Emilio Schuberth, 1951 год
Фотограф Роберт Капа и актриса Джеральдин Брукс в платье Emilio Schuberth, 1951 год
magnum photo
Джованни Баттиста Джорджини с моделями на презентации High Fashion Italian в Лондоне, 1956 год
Джованни Баттиста Джорджини с моделями на презентации High Fashion Italian в Лондоне, 1956 год
Archivio Giorgini
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1951 году итальянский аристократ Джованни Баттиста Джорджини заметил, что на его родине образовалась целая прослойка самобытных дизайнеров, объединенных общей идеей: «подружить» высокую моду и потребности реальных женщин. Так родилась Alta Moda Pronto — смесь кутюра и только зарождавшегося прет-а-порте. Смелая и новаторская, но практичная. В том же году он проводит первый показ во Флоренции, на который приглашает американских модных журналистов и байеров, жадных до новых впечатлений. Это был оглушительный успех. Мир узнает имена сестер Фонтана, Эмилио Шуберта, Роберто Капуччи и других.

Интерес к итальянской моде просыпается и на фоне популярности местного кино. Римская киностудия Чинечитта становится центром притяжения творческой богемы со всего мира, а местные актрисы — иконами стиля своего времени. Одежда, разумеется, оказывается неотъемлемой частью этой послевоенной Dolce Vita. К 60-м статус итальянской моды признаюти и снобы-французы: итальянский Vogue посвящает целых 6 полос итальянским дизайнерам и их работам. Так появился феномен Made in Italy, который впоследствии станет огромной индустрией. К 70-м ее центр переместится в Милан — но это уже совсем другая история.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пляжная коллекция Emilio Pucci, 1963 год
Пляжная коллекция Emilio Pucci, 1963 год
Rolls Press/Popperfoto/Getty Images
Пальто дизайнера Грациэллы Фонтана для коллекции Chloè весна-лето 1967
Пальто дизайнера Грациэллы Фонтана для коллекции Chloè весна-лето 1967
Chloè