Как меняется отношение индустрии моды к секс-работе
За последние сезоны мы усвоили: секс снова продает. Правда, совсем не так, как еще каких-нибудь 15-20 лет назад. Все чаще откровенные вещи и томные позы моделей в рекламных кампаниях подаются под соусом секс-позитива, разнообразия и принятия всех и вся. Правда, за внешним фасадом, как водится, дело обстоит несколько сложнее. Бесспорно, бренды встали на непростую, но благородную дорожку борьбы за все хорошее против всего плохого. Но в этом смысле у них, как у самурая, нет цели — только путь. Вернее, цели вроде как есть, но настолько глобальные и необъятные, что их как-то даже сложно внятно сформулировать. А потому то тут, то там обнаруживаются какие-нибудь досадные пробелы, на которые так и норовят указать какие-нибудь борцы за социальную справедливость типа вездесущих Diet Prada. Один из таких пробелов — сложные взаимоотношения моды и секс-работы.
Сложно назвать дизайнера, стилиста или фотографа, которы на каком-то этапе своей карьеры не вдохновлялся секс-работой и не эстетизировал ее. Хельмут Ньютон увековечил le smoking Ива Сен-Лорана в культовой съемке для французского Vogue, где модели изображали секс-работницу и ее клиента на улице. Джанни Версаче в 90-е одевал супермоделей в ремни, кожу и чокеры, как заправских доминатрикс (а в этом сезоне так поступают и куда более юные его коллеги). Про многочисленные рекламные кампании Tom Ford разных лет и говорить нечего: так последовательно и подробно эту тему не исследовал, пожалуй, ни один из брендов. При этом годами (да что там — десятилетиями) дизайнеры старательно обходили вниманием все проблемы, связанные с одной из самых стигматизированных профессий.
К счастью, все начинает меняться. Как водится, медленно — но неуклонно. Курс в сторону открытости и социальной ответственности толкает бренды на более откровенное обсуждение такой щепетильной темы — и на реальные действия. Не без участия самих секс-работников. Все чаще неудобные вопросы перед индустрией поднимают профильные организации Sex Workers Advocacy and Resistance Movement и Adult Peformers and Artists Guild, которые отстаивают права секс-работников и борются с систематической стигматизацией этой профессии. Во многом с их подачи внутри модной индустрии начался диалог на эту тему — а секс-работники наконец начали получать должную (и главное — уважительную) репрезентацию.
Так, экс-порнозвезда Хлоя Черри стала сниматься для глянца, рекламных компаний и выходить на подиум в рамках Недель моды — например, на последнем миланском шоу Blumarine (что, впрочем, стало возможным во многом все-таки благодаря ее прорывной роли в хите Netflix «Эйфория»). Более последовательным в этом смысле оказался молодой французский бренд Ludovic de Saint Sernin: он систематически уже несколько сезонов подряд привлекает к сотрудничеству секс-работников и креаторов платформы OnlyFans. Поддерживают коллегу в этом также не менее прогрессивные Martine Rose и Jordanluca. Пока, впрочем, смелее всех оказываются молодые марки. Но уверены: их пример покажет менее поворотливым гигантам модного рынка, что на проблему стоит обратить внимание. И это будет огромным шагом на пути дестигматизации секс-работы.