Как кризисы подталкивали моду к переменам — и может ли история повториться
Про кризис в моде принято говорить уже давно. За последние пару лет только ленивый не высказался о том, что большие бренды уже не формируют вкусы людей, а у ключевых дизайнеров совсем не осталось новых и свежих идей. В этом есть доля истины. Дизайнеры действительно часто стали цитировать сами себя, а уж про бесконечные коллаборации и говорить нечего — они дошли уже до того, что на ранее готовый продукт просто наклеивается дополнительное лого. И, конечно, все это ведет к глобальной усталости потребителей — за еще одним дропом кроссовок или новой лимитированной коллекцией свитшотов следить примерно так же интересно, как за очередным «скандальным» ток-шоу про тесты на отцовство.
Можно ли во всем этом винить самих дизайнеров? Лишь отчасти. Они поставлены в такие жесткие временные и коммерческие рамки, что говорить о творческом поиске и экспериментах просто не приходится. Большинство крупных брендов в год выпускают по 7 коллекций — и это не считая бесконечных лимиток, дропов и коллабораций. И, конечно, это напрямую отражается на конечном продукте в сторону его упрощения. И вот тут, как многим кажется, неожиданным образом на помощь придет коронавирус. Не было бы счастья, как говорится. В качестве аналогии любят вспоминать другие крупные социальные потрясения. Скажем, Вторую мировую. Дескать, прошла война, людям снова захотелось легкости, женственности и французского art de vivre — и тут появился Кристиан Диор со своим New Look. Но это тоже правдиво лишь в части.
Если внимательно посмотреть на предвоенную моду, то станет очевидно, что тренд на конвенциональную женственность и силуэт «песочные часы» начал зарождаться еще тогда. Первые попытки ввести в моду эту форму можно найти у Кристобаля Баленсиаги в 40-х. А кринолины и вовсе делала Жанна Ланвен еще в 20-х — в своих знаменитых robe de style, которые так ловко процитировал Бруно Сиалели в последней коллекции Lanvin. Но потом война поставила все эти эксперименты на паузу. Но после нее к ним вернулся уже Диор — с более радикальным подходом. Таким образом, любые перемены зреют на самом деле годами и не происходят в один момент. Новый стиль или силуэт не рождаются стихийно — в их основе всегда лежит сложное сочетание обстоятельств. Но встряски в виде кризисов могут становиться катализаторами, ускоряющими перемены.
Так как события недавнего времени могут в итоге сказаться на моде? Идейные изменения предсказать сложно — на их формирование уйдет какое-то время. Но это однозначно будет отказ от бесконечного штампования дорогого мерча вроде худи и футболок с логотипами. Зато уже понятно, что нужно менять саму систему. Снять с дизайнеров груз десяти коллекций в сезон, сократить как-то бесконечные модные марафоны и перестать плодить странные коллаборации. И вот тогда креативные умы индустрии еще нас удивят. И в этом им как раз может помочь пауза, которую весь модный (и не только) мир взял весной в связи с коронавирусом. Собственно, уже по последним весенне-летним показам стало понятно, что такой вынужденный отдых всей индустрии пошел только на пользу. Дизайнеры подошли к созданию коллекций очень внимательно. В итоге почти каждая из них оказалась по-настоящему стоящей. И это действительно очень ценно.