Как кризис и санкции сказались на прибыли и ассортименте российских модных ритейлеров
Прошлый весенне-летний сезон оказался для всей российской индустрии моды проверкой на прочность. Сложнее всего, пожалуй, пришлось представителям модного ритейла. Буквально каждый день вводились новые ограничения на ввоз товаров (самым жестким оказался лимит в 300 евро на одну вещь — дороже ничего из европейских стран ввозить теперь нельзя), менялась привычная логистика и отказывались от сотрудничества крупные бренды (хочется надеяться, что все же временно). Поэтому в прошедшие месяцы локальным универмагам и концепт-сторам приходилось без конца импровизировать и разрабатывать альтернативные планы действий — уже даже не B, а C и D. И все же весной у них было солидное преимущество: значительная часть весенне-летних коллекций была привезена и поступила в продажу до введения всех ограничений. Осень приходится встречать совсем в других условиях: более предсказуемых (во всяком случае, новые вводные возникают не так часто), но не менее сложных. Мы уже узнавали у представителей крупных московских ритейлеров, как они встретили все вызовы недавнего времени. На этот раз редактор моды The Symbol Антон Гулевский решил обновить информацию — и спросил у представителей концепт-сторов Leform и Peak и сети бутиков «Кашемир и Шелк» о том, как они чувствуют себя спустя целый сезон в новой реальности.
В целом ответы обнадеживающие: опыт последнего полугода многому научил российских байеров, маркетологов и специалистов по логистике. Если весной они чаще выражали довольно осторожный оптимизм, то сейчас все их фразы звучат куда увереннее. Стало понятно, на что стоит направить основные усилия, какие партнеры останутся с ними несмотря ни на что, а каким придется искать если не замену (к счастью, об окончательном разрыве отношений пока речи ни у кого не идет), то по крайней мере разумную альтернативу. А главное — как в текущих непростых условиях продолжать расти и развиваться (да, как выяснилось, и это по-прежнему возможно). Как выяснилось, в самом выигрышном положении оказались те, кто изначально избрал для себя какую-то узкую нишу и цельную концепцию — будь то ориентация на молодые демократичные бренды или дорогие базовые вещи «вне времени». «Мы не увидели каких-то кардинальных перемен в привычках наших покупателей, особенно с учетом того, что наша компания специализируется на на базовых вещах итальянских брендов высокого качества. Наши байеры и логисты провели большую работу по ассортименту, чтобы мы могли предоставить нашим клиентам достойную подборку вещей, несмотря на внешние обстоятельства. Судя по старту сезона продаж, покупатели эту работу оценили», — говорит Дмитрий Саава, операционный директор магазинов «Кашемир и Шелк». Сети удалось сохранить рабочие отношения с большинством брендов-партнеров, а средний чек даже вырос — причем не только за счет лояльности постоянных клиентов, но и благодаря притоку новых.
Но это вовсе не значит, что покупатели целиком переключились на надежную базу. Яркий, сложный и даже в меру авангардный дизайн по-прежнему востребован — это доказывает динамика продаж концепт-стора Peak. «В покупательских привычках кардинальных изменений не было — клиенты продолжают покупать интересные яркие вещи, знакомятся с новыми марками. При этом наш средний чек вырос. Нами заинтересовались те, кто не ходил в Peak или даже не слышал о проекте: раньше эти люди делали выбор в пользу больших игроков, интернет-магазинов, долго ждали доставку из-за рубежа. В этом смысле ограничение доставки сказалось на нас положительно: покупатели стали обращать внимание на местные мультибрендовые магазины, в том числе на появление новых, отдавать предпочтение локальным брендам», — отмечает Юлия Бегунова, бренд-менеджер Peak. Впрочем, отчасти на всплеск покупательской активности повлиял ситуативный спрос: как нам рассказала Юлия, многие клиенты приходили за качественной обувью и теплой одеждой после очередных объявлений о приостановке работы крупных брендов в России. Те же тенденции и в Leform. «Мы не заметили сильных изменений в покупательских привычках. В какой-то степени вырос интерес к более премиальным и ярким вещам — например, вся коллекция Magda Butrym с роскошными шелковыми платьями и костюмами, украшенными перьями, разлетелась буквально за пару часов», — поделилась с нами Виктория Веселова, директор по маркетингу старейшего российского концепт-стора. Такая активность клиентов помогла байерам магазина оперативно скорректировать стратегию закупок: сделать упор на новые имена и усилить запасы уже знакомых брендов, которые по-прежнему доступны для продажи в России. «Для начала мы увеличили сток в тех брендах, у которых это было возможно — например, привезли огромное количество обуви Premiata. Несколько увеличили количество российских марок в ассортименте — нашли новые интересные бренды, где-то расширили ассортимент текущих. Ну а к новому осеннему сезону мы готовились особенно усиленно: будет более 20 новых имен в бренд-листе», — пояснила Ксения Мамонтова, бренд-менеджер Leform.
Принято говорить, что сейчас горизонт планирования сократился до пары недель (а то и вовсе нескольких дней). И все же: какие сейчас можно сделать прогнозы? В какую сторону развернется спрос на одежду в ближайшие месяцы? Наши собеседники едины во мнении: людям по-прежнему нужна и новая одежда, и связанные с ней эмоции. А значит, спрос никуда не денется — и даже будет расти. В конце концов, даже для закрытия самых базовых потребностей покупатели теперь будут обращаться к новым брендам и ритейлерам вместо привычных — а это хороший задел для их развития. Так или иначе, сдаваться и закрываться ни в чьи планы не входит, поэтому спустя полгода турбулентности уверенно констатируем: что бы ни происходило вокруг, без моды мы не останемся. Пока есть спрос — будет и предложение.