Фаворитка Людовика XV в Chanel: как создавались костюмы к фильму «Жанна Дюбарри» — главной премьере Каннского кинофестиваля
Открытие Каннского кинофестиваля в этом году будут обсуждать еще долго: киносмотр стартует с «Жанны Дюбарри» — фильма Майвенн Ле Беско, с которым на большие экраны возвращается Джонни Депп. Впрочем, это не единственное, чем запомнится картина. История взаимоотношений Людовика XV и его последней фаворитки Жанны Дюбарри с Ле Беско, Луи Гаррелем и Пьером Ришаром в главных ролях достойна внимания хотя бы из-за того, что режиссер обещает сконцентрироваться на малоизвестных фактах жизни главной героини. В исторической литературе Дюбарри принято описывать как холодную и расчетливую куртизанку, завладевшую вниманием короля, но Майвенн уверена: она была гораздо сложнее, многограннее и интереснее. Воплотить эту идею в жизнь помогла команда Chanel, которая работала над костюмами к фильму. Рассказываем, из каких деталей складывался экранный облик Жанны Дюбарри — и на что стоит обратить особенное внимание при просмотре.
Личность героини
Жанна Дюбарри — одна из самых противоречивых личностей во французской истории. Последняя фаворитка Людовика XV, которую ненавидел не только народ, но и ближайшее окружение короля. В юности они была куртизанкой и модисткой, имела многочисленные связи с разными мужчинами и слыла распущенной и склонной к транжирству (впрочем, как и вся французская аристократия того времени). И при этом — покровительница искусств, моды и культуры, не жалевшая средств на гонорары художникам, музыкантам и портным. Именно эту сторону ее личности хотела показать Майвенн Ле Беско — режиссер фильма, которая также играет главную роль. И костюмы должны были отвечать поставленной задаче. «Я хотела, чтобы платья Жанны были не слишком вычурными и богато декорированными. Мне хотелось видеть чистый и лаконичный дизайн, выполненный в прекрасных материалах», — говорит режиссер. «Мне не нравится зацикливаться на первоисточниках, картинах или исторической литературе. Я хочу вырваться из этого замкнутого пространства и пересказать ту эпоху на современный лад, добавив туда воздуха. Сотрудничество с Chanel делало это возможным», — добавил художник по костюмам Юрген Доринг.
Архивы Chanel
Основой для костюмов к фильму стали образы из архивов Chanel времен Карла Лагерфельда. Кайзер был известным коллекционером антиквариата XVIII века и часто делал отсылки к костюму Эпохи Просвещения в своих коллекциях. Всего для съемок было подготовлено 6 костюмов по мотивам архивных вещей Дома, дополненных произведениями Высокого ювелирного искусства, головными уборами Maison Michel и украшениями Goossens. «Когда началась подготовка к съемкам, я делала очень много записей и пометок, в том числе по вещам 80-х и 90-х, вдохновленных XVIII веком. Именно поэтому я хотела сотрудничать с Виржини Виар (креативным директором Дома — прим. ред.). Вместе мы доработали несколько архивных вещей, которые подходили под концепцию фильма», — объясняет Майвенн. Виржини Виар и Юрген Доринг переосмыслили несколько культовых архивных луков. Например, пышное корсетное платье из твида цвета яичной скорлупы, в котором на кутюрном показе осень-зима 1992 на подиум вышла муза Лагерфельда Клаудиа Шиффер, а на красную дорожку недавнего Met Gala — Дуа Липа. Специально для съемок его дополнили укороченным жакетом. Также для фильма были созданы обновленная версия кремового платья с перьями и длинным шлейфом из весенне-летней кутюрной коллекции 2000 года и летящее платье с полупрозрачными воланами из небесно-голубой органзы, вдохновленное коллекцией 1995 года. Образы также дополнили головные уборы, заботливо созданные вручную мастерами легендарного ателье Maison Michel.
Бриллианты
В процессе подготовки к съемкам выяснилось, что между Жанной Дюбарри и Габриэль Шанель довольно много общего. Обе — женщины простого происхождения, добившиеся высокого положения в обществе. Обе — покровительницы художников. Обе — настоящие феминистки, требовавшие абсолютного равенства с мужчинами в то время, когда это еще не было принято. И обе родились 19 августа. Решив, что все эти совпадения не случайны, команда Chanel предложила дополнить образы украшениями, повторяющими дизайн изделий из коллекции Высокого ювелирного искусства 1932 года Bijoux de Diamants — первой, созданной самой Габриэль Шанель. Для съемок были воссозданы колье Franges с «бахромой» из белого золота и бриллиантов, серьги из японского жемчуга, белого золота и бриллиантов Plume, повторяющие очертания перьев, и колье Ruban из платины, белого золота и 855 бриллиантов, выполненное в виде завязанного вокруг шеи банта.