Что такое настоящий кутюр?

Самые красивые детали коллекций Недели высокой моды
Schiaparelli Haute Couture весна-лето 2023
Schiaparelli Haute Couture весна-лето 2023
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое настоящий кутюр? Дискуссии на эту тему разгораются после каждого сезона кутюрных показов. От высокой моды традиционно ждут чего-то удивительного, экстраординарного: необычных силуэтов, непривычных решений и настоящего шоу. Но, по правде говоря, ее смысл не совсем в этом. Безусловно, она должна быть исключительной — но это касается в первую очередь качества исполнения вещей, а не визуала. Представление о кутюре как о каком-то невероятном празднике моды появилось в 90-е и нулевые, когда дизайнеры действительно стремились сделать из каждого показа спектакль — и именно кутюрные ателье с их мастерами, владеющими уникальными техниками, стали для них лучшим подспорьем. Но изначальный смысл высокой моды в том, чтобы предоставить клиентам максимально достижимое качество материалов, пошива и отделки. При этом визуально вещи могут выглядеть простыми и даже повседневными. В конце концов, всем известные твидовый костюм и маленькое черное платье Chanel — тоже изначально кутюрные вещи. Даже если могут показаться куда менее впечатляющими, чем роскошные многослойные бальные платья, которые создавал Джон Гальяно для Dior.

У любого, кто увидит эту кропотливую работу, уже никогда не повернется язык высокомерно бросить фразу «это не кутюр»

Надо сказать, в этом сезоне многие дизайнеры вспомнили именно про эту более практичную сторону высокой моды. На показах сезона весна-лето 2023 было как никогда много обманчиво простых вещей. Их лаконичные силуэты скрывают множество технических тонкостей, не всегда заметных невооруженным глазом. Так, Мария Грация Кьюри в Dior и Ким Джонс в Fendi показали много платьев с античными драпировками. С точки зрения формы это простые вечерние платья-колонны — но самое интересное кроется в тех самых многочисленных складках. Чтобы их получить, портным приходится использовать метод наколки, когда каждый изгиб ткани формируется на манекене вручную, а потом закалывается булавками. У любого, кто увидит эту кропотливую работу, уже никогда не повернется язык высокомерно бросить в адрес такой коллекции фразу «это не кутюр».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Chanel Haute Couture весна-лето 2023
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Christian Dior Haute Couture весна-лето 2023
Christian Dior Haute Couture весна-лето 2023
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Отдельный пласт работы над кутюрными коллекциями — вышивки. У Chanel, например, за них традиционно отвечает легендарное ателье Maison Lesage. Новый сезон не стал исключением: кокетливые коктейльные платья и классические твидовые костюмы украсили трогательные котята, кролики и щенки корги из бисера, стекляруса и пайеток. Но в части оригинальности задумки всех превзошел Хайдер Акерманн со своей коллекцией для Jean Paul Gaultier. Он выпустил на подиум модель в спортивном костюме из двустороннего шелка, покрытого чем-то, похожим на сияющую бахрому. При более детальном изучении оказалось, что образ расшит 142 000 (!) портновских булавок. Так что и спортивный костюм может быть кутюром.

Настоящее волшебство кутюра состоит не в шуршащих кринолинах, километровых подолах или золотых корсетах — а в тех руках, которые делают все эту кропотливую работу

И даже в «вирусных» вещах в этот раз интересна скорее не форма (хотя она, безусловно, удивляет), а техническая сторона вопроса. Так, платья Schiaparelli с головами диких зверей, которые вызвали жаркие баталии об их уместности, оказались вовсе не тем, чем кажутся на первый взгляд. Те самые головы льва и волка, моментально разлетевшиеся на мемы, были результатом по-настоящему ювелирной ручной работы мастеров ателье Дома — и ни одно животное при их создании не пострадало. Золотистый корсетный топ с зелеными камнями, на вид будто выкованный из металла, тоже таит немало секретов. На первый взгляд кажется, что он целиком выкован из металла — а на деле мастерам по вышивкам пришлось вручную «упаковывать» каждый камень в рамку из кожи, покрытой золотым напылением. Виктор Хорстинг и Рольф Снорен подробностей внутреннего устройства своих «перевернутых» и «летающих» платьев раскрывать не стали, но можно себе представить, чего стоило команде Viktor & Rolf добиться такого гипнотического эффекта. Вот в этом и кроется настоящее волшебство кутюра. Не в шуршащих кринолинах, километровых подолах или золотых корсетах — а в тех руках, которые делают все эту кропотливую работу.