Что такое бутлег, или Как дизайнеры вдохновляются подделками
История борьбы брендов с подделками по продолжительности почти равна самой истории моды. Подход к вопросу контрафакта менялся неоднократно. В первой половине прошлого века дизайнеры открыто продавали свои эскизы и лекала крупным универмагам, чтобы те продавали «лицензионные» копии их кутюрных вещей (даже Жаклин Кеннеди в день убийства ее супруга была в таком костюме Chanel, сшитом по лицензии в США, а не в Париже). Но позже модные Дома все больше и больше брали производство и продажу под свой контроль, а с «фейками» стали жестко бороться. Подделки до сих пор являются больной темой, но относиться к ним, кажется, стали чуть проще. Или, во всяком случае, ироничнее.
Эти изменения начали происходить в 80-х, когда в Нью-Йоркском Гарлеме расцвела так называемая «бутлег-культура». Грубо говоря, «бутлег» — это и есть подделка, контрафактный товар. Главным апологетом «фейковой» моды в те годы стал гарлемский портной Дэппер Дэн. Клиенты его бутика — рэперы и бандиты — могли позволить себе и настоящие люксовые вещи. Но в роскошных магазинах Gucci и Louis Vuitton они чувствовали себя чужими. Дэн понял свою клиентуру, предложив им подделки под вещи тех самых брендов. Но не замаскированные под оригиналы, а нарочито экстравагантные. Он покрывал кожаные бомберы монограммами Louis Vuitton, миксовал разные лого вместе и вообще всячески иронизировал над всем этим буржуазным шиком. В итоге творения Дэна оказались для истории моды так же важны, как вещи брендов, которые он копировал.
Ирония судьбы состоит в том, что годы спустя Gucci сами скопировали Дэппера Дэна — такая вот постирония в квадрате. Кожаный бомбер с монограммами из одной из коллекций Алессандро Микеле оказался очень похож на культовую вещь гарлемского портного. После критики, Gucci предложили легенде Гарлема сотрудничество, выпустив коллаборацию и перезапустив его бутик. Впрочем, Алессандро Микеле не раз вдохновлялся подделками. Он даже выпустил сумку, поверх которой якобы краской написано «Fake». Еще один любитель иронизировать на эту тему — Демна Гвасалия. Вдохновляясь постсоветской модой, дизайнер принес на парижские подиумы атмосферу вещевых рынков Москвы и Тбилиси. Его худи и футболки с логотипами, а также «челночные» сумки — еще один пример, когда мода решила не бороться с фейками, а принять и полюбить их.
Кульминацией этого процесса стали прошлогодние неожиданные коллаборации между большими брендами. Кто из нас не видел подделки, украшенные сразу несколькими разными логотипами? Перенять эту стратегию решили сначала все те же насмешливые Gucci и Balenciaga, а затем и Fendi с Versace. И хотя результат вышел спорным (не все оценили такую иронию), это по крайней мере создало прецедент. И напомнило нам всем, как важно не терять чувство юмора.