60 лет без Кристиана Диора
24 октября 1957 года не стало Кристиана Диора — создателя культового стиля new look, после маскулинной военной моды вернувшего к жизни рафинированную женственность, по сей день остающуюся классикой буржуазного вкуса. В день памяти легендарного кутюрье вспоминаем и тех, кто помог донести его наследие до наших дней.
Кристиан Диор
1946—1957
Кристиану Диору недолго пришлось зарабатывать продажей своих рисунков и эскизов — он быстро был замечен известным дизайнером Люсьеном Лелонгом. В 1941 году Диор начал работать в его модном Доме, а в 1946-м, после войны, открыл собственный. Но официальной датой рождения Дома Dior считается 1947 год: 12 февраля ровно в 10 часов 30 минут по парижскому времени Кристиан Диор, тогда только недавно отметивший 42-летие, представил публике свою первую коллекцию.
В залах особняка на авеню Монтень, 30, пышно украшенных знаменитым флористом Лашомом свежими цветами, было множество журналистов. Среди них присутствовала и главный редактор The Symbol Кармел Сноу. Она была уверена в успехе кутюрье, открыла для себя его талант еще в 1937 году, когда Диор создал платье Café Anglais для Робера Пиге. Увидев на показе сказочные силуэты женщин-цветов в жакетах с осиной талией, нежными покатыми плечами и подчеркнутым роскошным бюстом и в пышных шуршащих юбках, потребовавших неслыханного для послевоенного времени количества ткани, она воскликнула: «Мой дорогой Кристиан, ваши платья — это нечто совершенно новое, настоящий новый образ (англ. - new look)!». Корреспондент агентства «Рейтер» подхватил эту фразу, записал ее на клочке бумаги и бросил с балкона курьеру, уже ожидавшему новостей под окнами дома на авеню Монтень. Так в тот же день о модной сенсации new look узнали по обе стороны Атлантического океана: война закончилась всего два года назад, Диор же своей коллекцией подвел черту под этим мрачным периодом разрухи и лишений и вернул женщинам шик, легкость и изящество, а главное — женственность. На волне этой модной революции он сумел выстроить под своим именем настоящую модную империю, но в 1957 году внезапно скончался от сердечного приступа.
Ив Сен-Лоран
1957—1960
Во главе Дома его сменил Ив Сен-Лоран. Он начал работать в Dior в 1953 году, но уже в 1955-м стал ассистентом Кристиана Диора, а еще два года спустя — его официальным преемником, проработав на почетном посту два года. В 1958 году в возрасте 21 года он представил для Dior свою первую коллекцию под названием «Трапеции», а уже в 1960 году последнюю — «Битник». Впрочем, свой вердикт руководство Dior вынесло уже после дебюта. Стиль дизайнера назвали слишком авангардным, больше подходящим для молодого поколения, чем возрастной — самой состоятельной — клиентуры Дома. Ив Сен-Лоран покинул пост, но после судебных тяжб с инвесторами Дома получил внушительную сумму, на которую открыл собственный модный бренд - Yves Saint Laurent.
Марк Боан
1960—1989
Марк Боан, призванный на смену Иву Сен-Лорану, не порывался отклоняться от классического дизайна Dior, однако за три десятилетия, которые проработал на посту креативного директора, шаг за шагом кардинально изменил стиль марки, заметно упростив крой. Поначалу принятая с восторгом, эта стратегия постепенно привела к тому, что аудитория заметно охладела к Dior, и Боан покинул компанию, чтобы взять на себя руководство фондом Christian Dior, который, однако, так и не был открыт.
Джанфранко Ферре
1989—1996
Согласие итальянца Джанфранко Ферре встать во главе Дома Christian Dior потребовало, как минимум двух официлаьнх предложений. Но длительные переговоры того стоили: Ферре вернул к жизни классический стиль Кристиана Диора — и пышные вечерние платья из тафты, и точно скроенные черные жакеты, и брючные костюмы в клетку «принц Уэльский». Однако уже в 1996 году поползли слухи, что он покидает Christian Dior. Вскоре они подтвердились: дизайнер осатвил пост, чтобы состредоточиться на работе над собственным брендом.
Джон Гальяно
1996—2011
Молодой английский бунтарь Джон Гальяно превратил показы коллекций Дома в настоящие театрализованные спектакли, которым не было равных в высокой моде. На волне успеха он не решился оставить почетный пост ради воплощения мечты о собственном бренде, и запустил его параллельно с работой над коллекциями в Dior. Но, как оказалось, взвалил на себя слишком много: количество коллекций выросло до 12 в год. Бешеный темп работы привел к наркотической и алкогольной зависимости. Ну а дальше вы помните: антисемитские высказывания в кафе La Perle в феврале 2011 года, скандальное увольнение из Dior, долгие судебные тяжбы и попытки восстановить репутацию. Но все это уже история. Сегодня Гальяно чувствует себя как дома во главе Maison Margiela, а его работы для Dior, всегда как будто специально создававшиеся для музейных экспозиций, — самая эффектная часть ретроспективной выставки Дома в Париже.
Раф Симонс
2012—2016
В конце 2011 года новым креативным директором Дома Dior был объявлен Раф Симонс. Известный как главный минималист современной моды, он поставил точку в главе о напыщенной театральной женственности и сделал ставку на линейные силуэты, за которые его впоследствии не раз упрекали в чрезмерной холодности. За три с половиной года у руля он поднял продажи Дома на 60 процентов, но в 2015 году принял решение отказаться от должности и возглавил Calvin Klein, признавшись в одном из интервью: «Главная причина, по которой я принял предложение занять пост креативного директора Calvin Klein, заключается в том, что в этом бренде сочетаются и высокая, и массовая мода, и все, что связано с этими понятиями. Поэтому я могу донести что-то до каждого покупателя. В высокой моде это было очень сложно».
Мария Грация Кьюри
с 2016-го и по настоящее время
Первую женщину во главе Дома Dior ждали с нетерпением и большими надеждами: «Иметь в качестве креативного директора женщину — это значит говорить со своими клиентками на понятном им языке», — прокомментировала свое назначение в Dior Мария Грация Кьюри, ранее делившая лидерское кресло Valentino с Пьерпаоло Пиччоли. Решительный настрой она подкрепила программным лозунгом We should all be feminist на футболках, ставшим главным модным девизом 2017 года, под занавес которого дизайнер получила номинацию на премию The Fashion Awards в категории «Дизайнер года».