5 российских брендов, которые умело цитируют национальные костюмы
Источники вдохновения дизайнеров могут быть самыми разнообразными: от кино до случайной беседы в супермаркете. Однако, если произвести некий анализ, среди всех по частоте цитирования будут преобладать культуры различных народов и национальные костюмы. Эта тема пользуется заметной популярностью даже сейчас, когда ее использование заметно затруднилось из-за новой этики и возможных обвинений в культурной апроприации. И все же находятся дизайнеры, которые берут на себя непростую миссию знакомить нас с мировым культурным наследием через свои работы. Особенно приятно, что несколько заметных примеров есть и в России. Мы рассказываем о 5 российских марках, которые умело работают с разнообразными культурными кодами.
J.Kim
Женя Ким, дизайнер бренда J.Kim — человек с уникальным культурным бэкграундом. Она родилась в корейской семье в советском Узбекистане — поэтому самым естественным образом еще в детстве приняла и усвоила причудливую смесь корейских, узбекских и советских культурных кодов, которые каждый раз удивительным образом переплетаются в ее коллекциях. Она может цитировать узбекскую пряжу сюзане или корейский ханбок, а иногда обращаться и к сторонним источникам — и все это в совокупности образует ее особенный, ни на кого не похожий визуальный язык.
fy:r
fy:r — это московский бренд одежды, вдохновленный русским Севером. По личному признанию его создательницы Светланы Сальниковой, в коллекциях марки отражаются мысли и идеи, которые возникают у нее в ходе изучения русской культуры. Отсюда — силуэты, вдохновленные историческим костюмом (например, жакеты-душегреи или минималистичные сарафаны), чистые линии и цвета, навеянные северной природой. Помимо бренда одежды, Светлана занимается также блогом на своем сайте и телеграм-каналом «Северный минимализм», где она делится всем, что находит сама в рамках своих постоянных культурных поисков.
Roma Uvarov Design
Рома Уваров — молодой дизайнер из Краснодара, который уже успел заявить о себе не только в России, но и за ее пределами: о нем уже написал целый ряд влиятельных западных изданий. Все благодаря его уникальному китчевому стилю, который иронично обыгрывает самые неожиданные комбинации культурных кодов. В коллекциях Roma Uvarov Design вы можете встретить буквально все, что угодно: сумки из старых советских пледов, наряды цыганских невест, украшения, сделанные из старинных столовых приборов и даже свитеры, повторяющие старые жестяные банки для круп. Вам трудно это представить? Тогда зайдите в профиль бренда в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Уверяем: там есть, на что посмотреть.
Ulyana Sergeenko
Когда заходит речь о русских культурных кодах, многие дизайнеры — сознательно или нет — вычеркивают из отечественной истории огромный советский период. А из него, меж тем, можно почерпнуть очень многое — и в визуальном плане в том числе. Именно от этого отталкивалась Ульяна Сергеенко, когда решила запустить свой бренд одежды. Стиль ее марки — это смесь образов из советского кино с кутюрными ретро-силуэтами 40-х и 50-х и старинными русскими промыслами. Благодаря Ульяне международная пресса выучила названия «Elets» и «Vologda» — и перестала думать о русском стиле только в контексте матрешек, кокошников и шапок-ушанок.
Jahnkoy
Jahnkoy — нью-йоркский арт-проект и бренд одежды, созданный российским дизайнером Марусей Казаковой и художником и ювелиром из Буркина-Фасо Burkindy. Такой богатый культурный бэкграунд марки напрямую отражается на ее дизайне. Элементы русской и африканской культуры в ней причудливым образом переплетаются с современными streetwear-силуэтами, а показы больше похожи на мультикультурные арт-перформансы. Создатели Jahnkoy говорят, что их цель — продвигать глобальное культурное возрождение, сохранять традиционные ремесла и бороться за расовую справедливость. Пока заявленное выходит у них отлично: они громко заявили о себе несколькими презентациями в Нью-Йорке и успешной коллаборацией со спортивным гигантом Puma.