Все без ума от платьев макси с капюшоном. И вот почему
Когда в сентябре этого года на подиум на показе Saint Laurent в Париже одна за другой выплывали модели в узких макси-платьях с капюшонами, многие сразу же вспомнили о Грейс Джонс. Ассоциация не случайная: именно модель, актриса и певица в 80-е популяризировала кэтсьюты и платья с покрытой головой. Правда, для нее их обычно создавал Аззедин Алайя. А Энтони Ваккарелло, креативный директор Saint Laurent, все-таки держал в уме архивы своего великого предшественника: Ив Сен-Лоран экспериментировал с капюшонами на платьях еще в 60-х, но знаковой для него вещью они окончательно стали в середине 80-х. Именно тогда великий кутюрье вдохновился культовым перформансом Марты Грэм «Плач» 1930 года и решил зафиксировать его в одежде. Так плотный кокон, полностью скрывавший тело великой танцовщицы, превратился в длинные облегающие наряды, закрывающие голову.
Но, разумеется, этот силуэт появился даже не в 30-е — гораздо раньше. Очевидно, что и Аззедин Алайя, и Ив Сен-Лоран ссылались в своих работах на традиционную одежду женщин Ближнего Востока и Северной Африки. Алайя родился в Тунисе, а Сен-Лоран — в Алжире. Оба с раннего детства видели женщин в длинных одеяниях и с покрытой головой — этот образ не мог не отпечататься в их памяти. Формальные референсы могут быть любыми, но но все мы, как известно, родом из детства. Так что не исключено, что оба великих дизайнера так или иначе цитировали костюмы женщин своих родных стран — пусть даже и делали это бессознательно.
Любопытно, что при всей кажущейся скромность такого силуэта он смотрится очень соблазнительно. Взгляните хотя бы на Беллу Хадид: для недавнего визита в Катар модель выбрала сразу два платью с капюшоном — и оба трудно назвать целомудренными даже несмотря на длину макси и длинный рукав. А вот наряд Кейт Мосс от Saint Laurent цвета хаки на церемонии WSJ Innovator Awards скромным не назовешь даже с натяжкой: не позволяет откровенная прозрачность ткани. Уже выходы Кейт и Беллы напрашиваются на тренд, но на деле подобных нарядов на красных дорожках даже больше. В похожем Saint Laurent а ту же церемонию пришла Эмбер Валлетта, а в струящемся ярко-красном Elie Saab недавний Венецианский кинофестиваль посетила Тесса Томпсон.
О чем этот тренд? О том, что сексуальность может существовать за рамками поп-культурных клише вроде облегающих мини и откровенных вырезов. О свободе самовыражения. И о пресловутой «загадке», которая, как принято говорить, должна быть в каждой женщине. Трудно не согласиться, что струящееся платье, закрывающее голову, интригует гораздо больше, чем любая юбки длины микро-мини. И именно в этом его сила.