Возвращение сюрреализма и тяга к эскапизму: как странные вещи снова вошли в моду

Платья-машины и каблуки в форме роз
Balenciaga осень-зима 2022/23
Balenciaga осень-зима 2022/23
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«В трудные времена мода всегда неистова», — говорила великая Эльза Скиапарелли. Судя по всему, в последние пару сезонов ее мнение поддерживают решительно все дизайнеры. Особенно это заметно, глядя на осенне-зимние коллекции. Они оказались на удивление полны необычных, странных и попросту абсолютно не носибельных вещей, едва ли пригодных для использования по прямому назначению в реальной жизни. Почему вдруг все снова начали воспринимать моду как искусство и площадку для самовыражения, если еще пару лет назад казалось, что дизайнеры поголовно взяли курс на утилитарность и не готовы больше делать арт-объекты вместо одежды?

Loewe осень-зима 2022/23
Loewe осень-зима 2022/23
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая причина из разряда очевидных. Не смейтесь, но мы вынуждены констатировать прописную истину: мода циклична. Она имеет свойство периодически возвращаться в уже пройденные точки и повторяться если не в точности, то по крайне мере очень близко по настроению к первоисточнику. Сколько бы исследователи ни бились в попытках установления некой закономерности, с которой тренды возвращаются, выявить ее так и не удалось. Одно понятно точно: 100 лет — достаточно для модного камбэка временной отрезок. Почти столько успело пройти с первого пришествия сюрреализма. На 30-е годы прошлого века пришелся пик популярности уже упомянутой Эльзы Скиапарелли. Платья-лобстеры, шляпки-туфельки, вышивки с эффектом оптической иллюзии, дружба и сотрудничество с Дали и Кокто — «неистовая Эльза» была настоящим сюрреалистом от моды. Сегодня ее дело вполне достойно продолжает креативный директор Schiaparelli Дэниел Росберри, которому удалось вернуть Дому былую славу и интерес публики — причем за счет следования ее основным принципам и приемам работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Y/Project осень-зима 2022/23
Y/Project осень-зима 2022/23
Legion-Media

И потом, не стоит списывать со счетов постоянную погоню модной индустрии за новизной и оригинальностью. Главный страх моды — стать скучной и обыденной. Так что именно тогда, когда это начинает происходить, в ход идут самые неожиданные решения. Бра-воздушные шарики, платья-машины и каблуки-розы Джонатана Андерсона для Loewe, обувь с золотыми «пальцами», бра-конусы и самые невероятные шляпки Дэниела Росберри для Loewe, платья-обманки с «голым» принтом Balmain и Y/Project — все это отлично справляется со своей задачей по удержанию нашего внимания. Дизайнеры постоянно держат нас в напряжении: мы не знаем, чего ждать дальше — еще более удивительных находок или, напротив, обратного движения к утилитарности? Именно этот элемент саспенса и заставляет нас следить за тем, что происходит на подиумах. Когда сегодняшняя гипертрофированная мода надоест, дизайнеры снова вернутся к чему-то понятному — и так по кругу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Loewe осень-зима 2022/23
Loewe осень-зима 2022/23
LEGION-MEDIA

И, наконец, не стоит недооценивать смысл уже упомянутой цитаты Эльзы Скиапарелли. Если внимательно посмотреть на основные вехи истории моды, то становится понятно, что самые экстравагантные тренды действительно рождались в самые сложные моменты. Взять все тот же сюрреализм: он появился во многом из-за фрустрации и разочарования художников и дизайнеров после Первой мировой. Через эксперименты они искали способ сбежать от неприглядной реальности, отделить дух от материи, переосмыслить обыденность и наделить ее новыми, неожиданными чертами. Век спустя мы переживаем уже другие социальные потрясения — но они имеют на нас то же влияние. Пандемия, обострившиеся социальные противоречия, связанные с гендером, сексуальностью и экономическим неравенством, постоянно вспыхивающие военные конфликты и непрестанная борьба за демократию — все это коренным образом меняет наше восприятие реальности. И порождает стремление к эскапизму. Который мы ищем в том числе и в моде. Дизайнеры не могут это не чувствовать — и в ответ предлагают нам такие вещи, которые способны если не успокоить нас, то хотя бы на время отвлечь. А в текущих условиях это уже большое дело.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Schiaparelli осень-зима 2022/23
Schiaparelli осень-зима 2022/23
Legion-Media