В 2023-м женщинам по-прежнему нужны доспехи — не столько для защиты, сколько ради уверенности в себе
«В 60-е во Франции набирало силу движение за права женщин. В этот момент они были вынуждены стать воинами, ведь им надо было защитить свое стремление к свободе. Доспехи были им практически необходимы», — говорил в одном из своих интервью Пако Рабанн. Вряд ли великий «металлург от моды» предполагал, что 60 лет спустя в этом смысле ничего не изменится, а его идеи по-прежнему будут актуальны. В 2023-м женщинам по-прежнему нужны доспехи. Борьба за собственные права никуда не делась и даже стала ожесточеннее. Миллионам женщин по всему миру до сих пор отказано в праве распоряжаться собственным телом и своей жизнью. В Иране девушку могут убить за недостаточно плотно надетый хиджаб, в Афганистане женщины больше не могут получать высшее образование, работать в НКО и ходить с непокрытым лицом и телом. В нашей стране уже который год безуспешно поднимается вопрос о необходимости профилактики домашнего насилия, жертвами которого в подавляющем большинстве случаев становятся женщины. Да что там — даже в ряде штатов США в прошлом году законодательно запретили аборты. И во всех, даже самых цивилизованных странах, девушкам все еще приходится время от времени оправдываться за отсутствие мужа и детей.
И все это — на фоне нескольких ожесточенных военных конфликтов, где сотни тысяч женщин становятся жертвами сексуализированного и иного физического насилия, а преступники не несут никакой ответственности. В этой ситуации девушкам не остается ничего, кроме как самим встать на свою защиту. Правильная амуниция в этом деле необходима — если уж не воинская, то хотя бы чисто декоративная. В физическом бою она защитит едва ли, зато точно придаст уверенности в себе и бесстрашия в психологических схватках — а сегодня это ничуть не менее важно. В конце концов, ментальное здоровье ровно так же нуждается в защите, как физическое — особенно в потоке мрачных новостей отовсюду. И метафорические доспехи вполне могут справиться с этой задачей. К счастью, дизайнеры готовы предоставить свою помощь в их подборе. На весенне-летних Неделях моды они как сговорившись показали целую вереницу кольчуг и доспехов, которые наверняка пришлись бы по нраву Пако Рабанну — а в свете его недавней смерти и вовсе выглядят оммажем великому мастеру, который первым начал использовать металл при создании одежды.
Свои версии его знаменитых «кольчуг» для нового сезона создали Стелла Маккартни, Риккардо Тиши для Burberry, Питер Мюлье для Alaïa, молодой бренд Bronx and Banco и, разумеется, Жюльен Доссена в Paco Rabanne. Кто-то, как Маккартни, ограничился деликатным топом из тонких цепочек поверх белой майки-алкоголички («пасхалка» из ее собственной весенней коллекции 2000 года для Chloé). А кто-то пошел до победного конца, водрузив на моделей самые настоящие латы. Dolce & Gabbana, например, продублировали свой собственный металлический корсет 2007 года. А Габриэла Херст, Светлана Бевза и Лакуан Смит отдали дань культовому сотрудничеству Ива Сен-Лорана и художницы Клод Лаланн 1969 года, процитировав металлические топы-гиппотораксы, повторяющие контуры женской груди.
При этом любопытно, что все это буйство бряцающего и сияющего металла в коллекциях часто соседствует с обнаженной плотью. И это тоже не лишено смысла. Если задуматься, то наша главная броня — это тело, которое выступает барьером между внешним миром и нами. И предъявить его этому самому миру, полному опасности, значит заявить: «я ничего не боюсь». И это — самый сильный жест, который возможен в наши тревожные времена. И пока есть те, кто на него готов, жива и надежда, что все когда-нибудь наладится. Так что легкомысленные мини, облегающие топы с соблазнительными вырезами и нижнее белье вместо одежды вовсе не так фривольны, как кажутся. Это тоже своего рода доспехи — даже если открывают взгляду куда больше, чем скрывают от него.