Похоже, вещи-мемы наконец выходят из моды. И это отличная новость
За последний месяц мы пережили три больших нашествия вещей-мемов. Сначала интернет «сломал» клатч-лягушка с мужского показа JW Anderson, потом — кутюрное платье Schiaparelli с головой льва и, наконец, огромные красные ботинки Астробоя MSCHF. К подобному мы уже привыкли: дизайнеры не первый год эксплуатируют «вирусный» эффект откровенно странных вещей, чтобы вызывать бурные обсуждения. Правда, «срок годности» таких трюков стремительно сокращается. Сколько мы удивлялись сумке-жабе, прежде чем переключиться на другие модные новости? Всего несколько дней — даже не неделю. Получается своего рода эффект фастфуда: удовольствия от яркой упаковки и насыщенного вкуса хватает от силы на полчаса — а на смену ему приходит тяжесть и пресыщенность. Бесконечный конвейер таких «кликбейтных» вещей стал превращаться в уробороса, который пожирает сам себя. Чем больше выпускается сумок-лягушек, платьев-львов и «мультяшных» красных сапог, тем сложнее становится ими хоть кого-то удивить. С каждым таким релизом удержать внимание аудитории становится все проблематичнее — а в очередь за своими 15 минутами славы встает все больше брендов. И в чем Энди Уорхол не был прав?
Но есть и хорошие новости. На фоне всеобщей усталости от этого потока шок-контента часть дизайнеров все-таки решила выйти из этой бессмысленной погони за вниманием и делать просто одежду для жизни. Красивую, качественную, благородную — такую, которой действительно хочется обладать. Которой не нужны дополнительные спецэффекты в виде каких-нибудь странных аксессуаров. Добротные пальто, удобные вместительные сумки, безупречные рубашки из «хрустящего» хлопка, уютный мягкий трикотаж, который прослужит не один год. В ряды адептов уверенно набирающей популярность «тихой роскоши» уже записались Матье Блази из Bottega Veneta и Питер Мюльер из Alaïa — ну а сестры Олсен состояли в этом клубе вообще всегда. Да что там — даже мастер провокаций Демна заявил в своем покаянном интервью для Vogue, что новая коллекция Balenciaga будет очень спокойной, а показ — лаконичным и камерным. И никаких подиумов в грязи.
Еще один сигнал, что все это всерьез и надолго: в моду все-таки надумала вернуться родоначальница современного «тихого люкса» Фиби Файло. Экс-креативный директор Celine всегда тонко чувствует повестку и точно знает, когда нужно уйти и вновь возвратиться — и не раз это доказывала. И раз уж она все-таки прервала затянувшееся молчание анонсом первой коллекции своего именного бренда, то можно не сомневаться: мы стали свидетелями тектонических сдвигов. Да что там: «анонимная» роскошь прорвалась даже на большой экран. Главный киношный гимн неброскому шику — «Тар» с Кейт Бланшетт в главной роли. Главная героиня, феноменальный дирижер Лидия Тар, весь фильм носит не какие-нибудь замысловатые туфли Loewe или сумку странной формы, а голубую рубашку «мужского» кроя Lemaire и черное кашемировое пальто The Row. Ничего лишнего, ничего яркого, ничего кричащего. Никакого модного фастфуда, который так любят художники по костюмам «Эмили в Париже».
В том же дзен-настроении стартовали и Недели моды. И хотя грим с масками животных на показе Collina Strada все-таки заслужил свои 5 минут эфирного времени, главной темой для обсуждения в Нью-Йорке все-таки стала юбилейная коллекция Proenza Schouler. Выверенная, спокойная, без истерик и попыток во что бы то ни стало привлечь к себе внимание. Она была похожа на гардероб вполне реальной женщины, где есть все необходимое: ладно скроенные жакеты, комплиментарные юбки с запáхом, красивые сапоги-трубы на каблуках, вместительные сумки-тоуты, пальто правильного объема и даже нарядные платья для особых случаев. Но самое приятное в том, что эти вещи прослужат свои обладателям не один год, оставаясь при этом актуальными. В отличие от кричащих «мемных» новинок, которые утратят смысл своего существования за считанные недели. Выходит, что этот разворот к «тихому люксу» полезен не только для наших уставших от визуального сумасшествия глаз, но и для планеты: чем меньше бесполезного барахла мы покупаем, тем лучше для экологии. И если какая-то вещь и может спасти мир, то это явно будет «вечное» двубортное пальто из кашемира, а не очередная дурацкая сумка в форме диковинного зверя.