Похоть против скромности: как в числе главных трендов уживаются нагота и оверсайз
Февраль этого года. Неделя моды в Милане. Показ Prada — разумеется, в здании Fondazione Prada. Уже с первого выхода понятно, что главная вещь коллекции — белая майка-алкоголичка с лаконичным металлическим логотипом-треугольником на груди (тогда мы еще не знали, что стоить она будет 1000 евро). Пятой на подиум выходит модель Аманда Мерфи. Поверх той самой майки на ней надето абсолютно прозрачное платье из сетки, полностью открывающее взору нижнее белье. Всего через несколько выходов градус понижается: на смену прозрачности и обнаженному телу приходят монументальные пальто, «плечистые» жакеты и «бандитские» кожаные куртки, как с мужского плеча. Выглядят все перечисленные вещи так, будто предназначены они вовсе не для хрупких нимф-моделей, а для их старших братьев или отцов. Сидящих в зале гостей такая драматичная перемена настроения, кажется, совсем не удивляет. Отчасти потому что за пределами Недели моды разворачивались события куда более драматичные. Отчасти из-за того, что на улицах Милана картинка менялась примерно так же резко. Выйдя из здания Fondazione Prada можно было заметить девушек в полупрозрачных блузах и соблазнительных платьях с неожиданными вырезами, и тут же — их подруг в «мужских» жакетах и свитерах будто на пару-тройку размеров больше, чем нужно.
И тут любой пытливый ум невольно задастся вопросом: как вышло, что в числе основных трендов соседствуют две противоположные тенденции — предельная нагота и нарочитый оверсайз, даже гиперсайз? Раньше определить Еще пару-тройку лет назад общий вектор был безусловно смещен в сторону объемных силуэтов, но конец этому положила пандемия с ее локдаунами, по окончании которых в модную повестку уверенно ворвался секс во всех его проявлениях. А сегодня дизайнеры будто не в силах ограничиться каким-то одним доминирующим приемом или силуэтом, разрываясь между двумя полными противоположностями. У такой амбивалентности есть несколько причин — и, что любопытно, не все они упираются в практические соображения. Все куда сложнее, но потому и интереснее.
Но начнем все же с практических соображений. Они до смешного просты: моде приходится быть максимально разнообразной, чтобы удовлетворить запросы покупателей, а значит — выжить. Если в нулевые кто-то еще верил в дизайнеров и модных редакторов, спускающих простым смертным тренды с высоты своих красивых башен из слоновой кости, то с появлением соцсетей стало понятно, кто на самом деле заказывает музыку. В этом смысле такой разброс полярных трендов — всего лишь способ адаптироваться к меняющейся окружающей действительности. К этому подталкивает и бесконечная череда экономических кризисов, и освоение новых рынков с разными запросами покупателей. Нельзя продавать одно и то же женщинам в Швеции, Австралии и Саудовской Аравии: на то есть ряд культурных, экономических и климатических причин. Секс сексом, но едва ли кто-то в странах Ближнего Востока (кроме, конечно, туристов) будет покупать прозрачные юбки Prada или экстремальные мини Saint Laurent. А вот «плечистый» жакет и макси-платье тех же брендов зайдут на ура. И это только один из тысяч возможных примеров. Конечно, можно адаптировать коллекции под каждый конкретный рынок, чем бренды периодически и занимаются — но формировать отдельный ассортимент чуть ли не для каждого рынка и дорого, и трудоемко. Все-таки прощу сделать так, чтобы каждый байер нашел в рамках каждого сезона то, что будет понятно его покупателям. А поскольку щедрые клиенты из арабских стран уже не раз спасали большие европейские бренды в кризис, списывать их со счетов категорически нельзя — так что оверсайз и многослойность с подиумов пока никуда не денутся.
Есть и более лирические причины. Британский психолог Джон Флюгель считал, что любые изменения моды вызваны конфликтом между двумя противоположными, но одинаково естественными для человека мотивациями: с одной стороны, желанием продемонстрировать тело, с другой — прикрыть его. И если поначалу неразрешимая борьба этих устремлений заставляла маятник трендов раскачиваться из стороны в сторону, то сейчас он как будто решил остановиться ровно посередине, разрешая и «голые» платья, и огромные худи и жакеты. С точки зрения психологии, модные тренды — всего лишь попытка разрешить присущий каждому человеку внутренний конфликт между скромностью и похотью. Единство и борьба противоположностей без начала и конца. И, конечно, бесконечный поиск новизны, который время от времени толкает дизайнеров на игру на контрастах, дабы придать новое «звучание» уже знакомым формам, силуэтам и сочетаниям. Так что все это может оказаться еще и затишьем перед бурей, которое нужно для поиска принципиально новых решений. Но какими они будут, если уже изучены не только крайности, но и все, что между ними — большой вопрос.