Почему вам нужно посмотреть «Рай» Андрея Кончаловского?
«Я благодарю свою жену Юлию Высоцкую. Этот фильм посвящен матушке России и тем женщинам, которые помогали еврейским детям во время Второй мировой войны,» – в своей благодарственной речи в Каннах Кончаловский, пожалуй, лучше всего охарактериризовал фильм «Рай», который выходит в широкий прокат выходит 19 января. В этом году «Рай» вошел в шорт-лист Оскара и претендует стать лучшей картиной на иностранном языке – в общем, фактов «за» в его копилке уже достаточно.
Фильм рассказывает историю, которая во многом напоминает сюжет «Ночного портье», только если бы в нем было меньше неприкрытого эротизма и больше русской идеи. Бывшая русская аристократка и участница французского сопротивления, эмигрировав из России, укрывает еврейских детей, за что ее впоследствии задерживают жандармы-коллаборационисты. В итоге Ольга попадает в концентрационный лагерь, где ей приходится не только расстаться с волосами, но и встретить человека из довоенного прошлого – ныне высокопоставленного офицера СС. До войны Хельмут был беззаветно влюблен в Ольгу – пожалуй, так же сильно, как в творчество Чехова. С приходом войны он вступил в ряды СС с благими целями, а именно – с идеей построить «рай» на земле. Между давними любовниками завязываются болезненные отношения в лучших традициях Лилианы Кавани, исход которых невозможно предугадать. Потом и сам Кончаловский скажет, что выбор персонажа далеко не случаен и что в образе Хельмута ему было важно показать, что зло не всегда вполощается в образе монстра, ведь им может быть и образованный, тонкий человек, любящий Чехова. Вдохновением для создания фильма стала биография княгини Оболенской, которая погибла в Берлине, укрывая еврейских детей, но поднялось совсем на другой, глобальный уровень. И главным вопросом, пожалуй становится универсальность зла и то, каким соблазнительными оно может быть под прикрытием благих намерений.
«Рай» обладает некоторым отличием, которое сразу бросается в глаза и которое, скорее всего, так привлекло к себе внимание и Канн, и Киноакадемии – это патриотичное по своей сути кино снято очень по-европейски, что, признаемся, редко удается современным русским режиссерам. В своем интервью режиссер сам подчеркнул, что в фильме переплетены три человеческие судьбы и три разные культуры: чувственная французская, идеалистическая немецкая и духовная русская. Помимо этого режиссерская и операторская работа выполнена в лучших европейских традициях и совсем не в свойственной режиссеру манере – фильм сделан полностью в монохроме и в основном состоит из крупных планов и монологов. Кстати, за синематографию в картине отвечал Александр Симонов – оператор, работавший с Балабановым над такими фильмами, как «Морфий» и «Груз». Костюмами, которые детально отобразили не только совесткий стиль в одежде 1940-х, но и главные веяния немецкой и французской моды того времени, занимались Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров, которые уже работали над рядом исторических и литературных экранизаций.
Неудивительно, что картина о тяжелой судьбе русской женщины в эмиграции стала значимой и созвучной для политических воззрений режиссера: Кончаловский сам побывал и в Европе, и в США, но все-таки вернулся домой. Возможно, именно поэтому во многом пафос картины звучит нарочито патриотично и так актуально для современной России. Однако, если откинуть всю политику, пожалуй, впервые у нас появился шанс увидеть настоящую Юлию Высоцкую в действии, которая, кстати, не побоялась на самом деле избавиться от волос ради фильма.
Текст: Ксения Обуховская