Почему NYFW — самая бодипозитивная Неделя моды
Культ толерантности в ответ на нападки в адрес модной индустрии по поводу формирования оторванных от реальности стандартов красоты нередко открывает подиум для тех, кого мода обычно именует «неформат». Но о чем бы ни шла речь — о заболевании ли витилиго, синдроме Дауна, возрасте за 50, протезированных конечностях и так далее — все это скорее разовые акции для брендов, чем норма. Иначе новостные поводы вроде того, что сеть магазинов JCPenney опубликовала бодипозитивную кампанию, 100 женщин разделись для проекта Underneath We Are Women, а plus-size-модель Эшли Грэм написала эссе для Lenny Letter, не волновали бы нас так, как волнуют, взирая с первых страниц таблоидов.
Но в Нью-Йорке все иначе. NYFW всегда была про унисекс, спорт и высокие технологии, но вот уже который сезон претендует на звание и самой бодипозитивной. Прошедший под знаком схватки бодипозитива и бодишейминга 2016 год здесь подытожила сентябрьская Неделя моды весна-лето 2017, в рамках которой сразу десяток брендов пригласили к участию в своих показах и сезонных съемках plus-size-моделей: Christian Siriano, Smart Glamour, Byron Lars, Rachel Antonoff, Chromat и другие, в том числе Addition Elle с их Эшли Грэм и кумиром Лины Данэм Надей Абулхосн в нижнем белье на подиуме. За полгода до этого, в марте, главной звездой со знаком «плюс» на NYFW также выступила Эшли Грэм, а компанию ей составила Искра Лоуренс. Впрочем, без Эшли Грэм не обошлось и в октябре 2015-го. Ей теперь тягаться разве что с вездесущей Кендалл Дженнер. Вместе с главной звездой размера «плюс» тут засветились Кэндис Хаффин на показе Sophie Theallet, Бет Дитто на шоу Marc Jacobs, Барбара Феррейра у Eckhaus Latta, Сабина Карлссон у Chromat и Дженнифер Мейтленд на Project Runway.
И все это не случайности, а теперь уже уверенно можно сказать — закономерности для Нью-Йорка. «Плюсы» стали здесь частью обязательной программы, причем их количество год от года растет. Всего пять лет назад это были единичные случаи: ну Камилла Хансен и Лора Кэтролл на показе Mark Fast в феврале 2010-го, ну Кристалл Ренн у Zac Posen в 2011-м, ну та же Кристалл у Cushnie et Ochs в 2013-м, ну Дениз Бидо на шоу Serena Williams. А потом упоминаний о пышнотелых манекенщицах в связке с аббревиатурой NYFW стало заметно больше.
И вот уже набирающая популярность plus-size-модель Барбара Феррейра — посол новой коллекции American Eagle, а за спиной у нее — одно из ведущих международных модельных агентств Wilhelmina. Не раз по подиумам Нью-Йорка ходила и Дениз Бидо. Знаковым для нее стало шоу Chromat в Нью-Йорке. Эта манекенщица с 50-м размером — первая пышнотелая модель, приглашенная для представления коллекции сразу двух модных брендов: Chromat и Serena Williams. Она также участвовала в ряде громких рекламных кампаний марок вроде Forever 21 и Old Navy. А еще — стала первой латиноамериканкой нестандартных размеров на NYFW.
Несмотря на сдвиги, столпы американской моды вроде Ralph Lauren и Michael Kors, даже при наличии в их ассортиментах линейки plus-size с размерным рядом от 14 до 24, не торопились допустить на свои подиумы тех, для кого эти линейки предназначены. Но завершившаяся сегодня в Нью-Йорке февральская неделя моды дала понять, что и этот лед тронулся. Теперь NYFW не только открывает новых звезд с формами вроде Кэндис Хаффин и Джорджии Прэтт, но делает это с помощью громких брендов, которые подписались на plus-size. Среди бодипозитивных дизайнеров в этом сезоне отличился Кристиан Сириано. За больших девочек он болеет душой, потому что переживает их историю как свою собственную. Он не раз признавался, что большую часть жизни боролся с лишним весом и когда-то представить себе не мог, что однажды будет известным дизайнером, который сможет пригласить на подиум Каролину Куркову. А вместе с Каролиной Курковой — девушек с формами. При этом одеть их так же, как Каролину, — в бархатное мини и прозрачный шифон. В сентябре счастливиц на подиуме Christian Siriano было пять: Джорджия Прэтт, Маркита Принг, Сабина Карлссон, Прешес Ли и Алессандра Гарсия-Лоридо, — а в феврале он удвоил ставки. Но что удивляться? Кристиан Сириано — тот самый, кто протянул руку модной помощи Лесли Джонс, когда другие дизайнеры отказались с ней работать, одел Кэти Бейтс на церемонию «Эмми» и даже выпустил с Лэйн Брайант линейку для девушек с формами.
Со знаком «плюс» прошел и показ бренда Tome, во время которого на подиуме появилась Кэндис Хаффин, а еще — впервые в истории! — наконец, и марки Майкла Корса. Главной звездой шоу последнего стала все та же Эшли Грэм, представившая публике меховой бомбер и обтягивающее платье-чулок с разрезом до середины бедра. Что до Прабала Гурунга, дизайнер пригласил поучаствовать в показе вместе с Беллой Хадид и Джоан Смоллс двух plus-size-моделей — Маркиту Принг и снова Кэндис Хаффин, которой на финальной проходке досталась футболка с предсказуемым извинением за свой нестандарт: «Our minds. Our bodies. Our power».
Эти нью-йоркские рекорды пока никто не побил. И в ближайшее время вряд ли кто-то побьет, потому что в контексте сегодняшних антитрампистских протестных настроений не пригласить на подиум модель plus-size для любого нью-йоркского бренда просто моветон. И пусть одновременно с их шествием по подиуму весь мир обсуждает отфотошопленное тело Эшли на обложках глянца, Америка никому не отдаст эту нишу. В конце концов, именно здесь зародилось искусство маркетинга, а бодипозитив, как и феминизм, — это всего лишь одна из новых примочек модных маркетологов.
Не стоит забывать, что на протяжении всей своей истории мода постоянно заигрывает с неформатом, суля возможность прикоснуться к прекрасному тем, для кого это не норма повседневной жизни. Собственно, из этой иллюзии выросла и индустрия масс-маркета — возможность следовать за трендами в копеечных вещах с соответствующим качеством — для одноразовой носки. Но это работает и приносит миллиарды. Заигрывание с «плюсами» — та же история. Это «Эшли» всегда хочет платье как у «Каролины», но «Каролина» никогда не захочет платье как у «Эшли». Если однажды линейки plus-size заполнят все магазины, то это превратится в нечто вроде: «Посмотри, мы сшили для тебя такое же платье, как на Каролине Курковой. Позволь себе прикоснуться к моде. Люби себя. Не носи свой мешок из-под картошки из "Магазина для больших людей", а купи наше бархатное мини. Купи. Купи. Купи».
Не потеряется ли основная идея за этим желанием искусственно расширить аудиторию не за счет создания новых моделей, а за счет внушения, что имеющийся ассортимент подходит на фигуру с формами? И в чем она вообще, эта идея? Поддержать или просто поскорее продать? Пока немногие дизайнеры, пригласившие «плюсов» на подиум, озаботились создать ряд моделей, по-настоящему украшающих женщину с формами. А это краеугольный вопрос всей кутерьмы с plus-size, ведь такие женщины просто хотят одеваться нормально. Не в мешок из-под картошки и не в мини из люрекса. И все-таки из количества однажды непременно рождается качество. Ну а пока нью-йоркская мода говорит: «Я полагаю, что все это следует шить».