Почему мода стала одержима мемами?

Как сарказм стал новым черным.
Почему мода стала одержима мемами?

Кажется, что поп-культура каждый день придумывает новые изощренные способы завладеть нашим вниманием, а иногда даже манипулировать нашими мыслями. Взять хотя бы то, как весь интернет вздохнул с облегчением, когда Ким Кардашьян вернулась в социальные сети, выложив семейное фото. Из-за эффекта присутствия, которому мы обязаны социальным сетям, как бы абсурдно это ни казалось, мы интересуемся жизнью Ким чуть ли не активнее, чем жизнью своих близких людей. Теперь Кардашьяны – если не часть нашей семьи, то хотя бы ее хорошие друзья. По тому же принципу мы чувствуем себя причастными к миру fashion-инсайдеров, о чем мы уже не раз говорили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С изобретением телевидения, мы давно впустили в свой дом людей с экранов, благодаря чему даже телеведущая с прогнозом погоды уже кажется родной. Тогда что изменилось сейчас, в эпоху социальных сетей? Сегодня у нас, зрителей, появилась возможность противостоять необъятному потоку новостей и платить поп-культуре той же монетой, при помощи юмора и абсурда – при помощи мемов, ироничных культурных символов, так или иначе знакомым всем. Теперь, когда Ким Кардашьян надевает худи с серпом и молотом, она становится источником вдохновения для сотни мемов, и всем нам от этого как-то проще. Например, Instagram-блогер (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) @kirbyjenner с помощью фотошопа добавляет свое изображение чуть ли не ко всем фотографиям семейства Кардашьян-Дженнер, и 511 000 подписчиков любят его даже больше, чем Ким и компанию.

Абсурдный и порой жестокий 2016 год стал поистине годом мем-аккаунтов в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), и мода, как ни странно, не осталась в стороне – впрочем, как ей еще сопротивляться странным тенденциям в духе ugly chic? Разве что тем же абсурдом и шутками. По крайней мере, об этом говорят уморительные профили fashion-критика Александра Фьюри, одного из главных авторов саундтреков к модным показам Мишеля Гобера или @shitmodelmanagement, которые с завидным постоянством постят картинки, высмеивающие каждодневную рутину fashion-инсайдеров – от стилистов до моделей.

Секрет успеха мемов хотя бы в том, что с ними может ассоциировать себя любой человек, выросший в эпоху интернета, и поэтому такие профили развенчивают популярный миф о том, что работники модной индустрии близки к небожителям.

О том, что страсть к моде и брендам доведенная до абсолюта, – это повод для сарказма, говорят и другие аккаунты. Например, @everyoutfitonsatc, в котором создатели профиля в иронично-интеллектуальной манере комментируют каждый сериальный выход Кэрри Бредшоу и Саманты Джонс в знаменитом сериале. Персоналити, которые кроются за этими аккаунтами, стали живыми мемами – например, относительно свежая звезда Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) Carrie Dragshaw. Это детище Дэна Клэя, который решил сделать из себя дрэг-квин версию Кэрри Бредшоу, детально копируя ее наряды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фото опубликовано Dan Clay (@dan_clay)

Скорее всего, его ждет судьба Joanne The Scammer, альтер-эго калифорнийца Брендена Миллера, который изначально прославился своими твитами о пафосных белых женщинах, а потом стал легендой интернета в белом парике а-ля Бритни Спирс. Теперь о нем пишет независимая пресса, а мы вместе с ним смеемся над white supremacy – проблеме, о которой, казалось бы, сложно говорить через юмор.

Яркой реакцией на абсурдность fashion-индустрии стал бренд Vetememes, создатель которого, следуя философии мемов, взял за основу уже ставший культовым культурный и модный символ Vetements, исказил его название и стал делать такие же вещи, только в 10 раз дешевле. По популярности они уже не уступают оригинальному бренду. Русское интернет-комьюннити отвечает ему сотнями пабликов с мемами про новые коллекции Гоши Рубчинского и увлечение кириллицей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И всем нам становится как-то проще от того, что мода постепенно перестает быть такой высокомерной, и теперь даже ее непосредственные участники смеются над собой, а пользователи интернета только подливают масла в огонь. В прошедшем году мемы окончательно захватили модный фронт, и, по всей видимости, в 2017-м их будет еще больше. Возможно, это произошло потому, что в непростом 2016 году мы тратили время на что-то поважнее, чем труд всерьез воспринимать спортивные штаны на подиумах. И если мода, как любая другая форма искусства, есть некая форма эскапизма от сурового мира, то fashion-мемы – это эскапизм в десятой степени, который в том году помог нам не только посмеяться над своей серьезностью, но и, как бы пафосно это ни звучало, почувствовать свое единение со всеми людьми на планете.

Текст: Ксения Обуховская