На смену привычным принтам в 2025 году пришли оптические иллюзии

Trompe-l’oeil — в переводе с французского «обман зрения» — это прием из живописи, с помощью которого создается иллюзия объемного изображения на плоской поверхности. Благодаря искусной игре света, теней и перспективы рисунок выглядит настолько реалистично, что кажется, что он «настоящий». Этот эффект также широко используется в архитектуре и современном искусстве. Общее стремление творцов и художников — удивить, поиграть с восприятием и на мгновение заставить зрителя поверить в реальность изображения. Оптические иллюзии всегда очаровывали и моду, которая сделала trompe-l'œil инструментом, позволяющим вызвать ощущение, что мы «не всегда можем верить своим глазам». И эта уловка в очередной раз стала одним из главных трендов сезона весна-лето 2025.

На протяжении многих лет дизайнеры активно использовали эту технику, начиная с конца 1920-х годов, когда Эльза Скиапарелли впервые использовала его на трикотаже. Ее пуловер, созданный в 1927 году и украшенный крупным двухмерным бантом, стал настоящим хитом. Позже и другие выдающиеся дизайнеры также начали экспериментировать. Например, стоит вспомнить весенне-летнюю коллекцию Мартина Маржелы 1996 года, известную как Print Collection. После нее этот прием стал ключевой частью ДНК модного Дома Maison Margiela. Жан-Поль Готье также часто играл с опциями trompe-l’œil, делая их соблазнительными. Легендарным примером стало шоу 1994 года, где создавалась иллюзия татуировок на коже. Из более современных решений можно вспомнить марку Bottega Veneta, где Матье Блази (уже бывший креативный директор) переосмыслил эффект trompe-l’œil в материальном ключе: в сезоне весна-лето 2023 Кейт Мосс появилась в клетчатой рубашке и классических джинсах, которые на самом деле оказались кожаными изделиями, искусно имитирующими фланель и деним. Со временем эта концепция превратилась в настоящий фирменный знак. Какой бы ни была форма или воплощение этой художественной уловки — от имитации силуэтов и декоративных элементов до свежих экспериментов с принтами — марки до сих пор продолжают свои исследования.

Множество иллюзий мы увидели у Prada. Так, дуэт Миуччи Прады и Рафа Симонса напечатал изображение меха на пальто, а также добавил принтованные пояса на юбки и классические брюки. Moschino и JW Anderson вступили в своеобразную дуэль: первые представили тренч, нарисованный на макси-платье, а вторые — платья с обманчивыми застежками, пуговицами и принтами, имитирующими шнуровку и завязки спортивных костюмов. Schiaparelli создали видимость многослойности, «повязывая» парео поверх платья в полоску. А в Balenciaga Демна Гвасалия вывел «обман» на новый уровень, представив несколько телесных комбинезонов, на которых напечатано изображение корсетов, бра и кружевных чулок. Очевидно, что привлекательность этой тенденции — а возможно, и причина ее постоянного возвращения на модную арену — заключается в безграничных возможностях выходить за рамки. И иногда это приводит к необычайно удачным экспериментам.