Мудрости с детской площадки, одежда по методу Монтессори и супергероини для девочек на выставке Pitti Bimbo

Вера Рейнер о том, что нового в детском мире
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Флорентийская выставка Pitti Bimbo — одно из главных событий детской моды. С серьезными лицами, в отличие от взрослых недель мод, здесь никто не ходит — даже нарядные бородачи, оставшиеся в городе после взрослой Pitti Uomo, чуть-чуть впадают в детство. Потому что когда на подиум стайками вылетают нарядные и гордые стартом своих модельных карьер дети, удержаться от улыбки до ушей попросту невозможно.

При этом к самим детям относятся здесь без сюсюканья, а говорят и о них, и с ними совершенно всерьез. Не как о несмышленых малышах, а как о нашем будущем — читается это даже в названиях многих участвующих в выставке марок: от Sometime Soon I’ll Change The World и Everything Must Change до The New Society. Разговоры об экологии, призывы бережно относиться к природе, отбросить в сторону стереотипы, связанные с полом и гендером, менять мир и ничего не бояться — все это кажется довольно неожиданным на детской выставке. Учитывая, что даже во взрослой моде к политическим вопросам, когда дизайнеры берутся за них прямо на подиуме, зрители относятся скептично. В моде же детской все это смотрится совершенно органично. Взрослым женщинам, возможно, уже странно продавать феминизм через надписи на футболках — вряд ли какая-нибудь клиентка люксового дома всерьез готова изменить свое мировоззрение только потому, что так сказал его креативный директор. А вот дети куда более гибки. И то, какими они вырастут, то есть то, каким будет общество при следующем поколении, зависит во многом от того, чем окружить их сегодня. И пусть это будут призывы к равенству, открытости и любознательности — мы только рады!

На все эти важные темы дизайнеры детской одежды к тому же умеют говорить играючи — буквально. То есть даже самые философские вопросы подавая через игру, простым и понятным языком. Главные мастера в этом — команда молодой и задорной марки Barn of Monkeys. Каждая их коллекция — как приглашение в игру. Сможете ли вы нарисовать домик одной линией? А спрятаться так, что никто не найдет? Пробовали ли сложить из тетрадного листка бумажный оракул, когда не знали, что делать? Попробуйте! Главное, оторвитесь наконец от телефона и бегите играть. Кажется, что это все обращения даже не столько к детям, сколько к их родителям, потому что дети и так обо всем этом забывают вряд ли. А вот взрослые вечно живут в разладе с собственным внутренним ребенком. В новом сезоне Barn of Monkeys уж точно говорят прямо с родителями: главный слоган весеннего сезона — Let Them Fly. Дети — это птицы, готовые выпорхнуть из гнезда. Не держите их, дайте им взлететь и исследовать мир!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сама одежда Barn of Monkeys — простая и яркая, удобная и будто бы созданная специально для поисков приключений: широкие шорты и просторные сарафаны, майки с нарисованными детской рукой цветами и птичками. Шьется все, конечно же, из органического хлопка и со всем вниманием к экологии — бренд родом из Португалии, все изделия отшиваются там же, а местные производства славятся своими традициями этичного подхода к моде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Португалия, можно сказать, стала главной приглашенной страной этого сезона Pitti Bimbo. Шесть крупных португальских брендовLaranjinha, Phi Clothing, Cherry Papaya, Patachou, Play Up и Knot — приняли участие в большом показе Kids Moda Portugal. Все они делают одежду красочную, в лучшем смысле повседневную и, конечно же, этичную. Но особенно запомнился мне другой бренд из Португалии, пока слишком маленький для участия в таких масштабных шоу — YAY! (yaystore.pt). Специализируется он на одежде для мальчиков — что само по себе довольно необычно: детская мода пока вращается все же вокруг девочек, которых традиционно наряжают куда больше. «Не наигравшись в куклы», — с улыбкой замечают основательницы марки. Они, впрочем, отдельно подчеркивают, что носить их одежду может кто угодно — просто в голове держали именно мальчишек. Весенняя коллекция YAY! называется Playground Wisdom и посвящена и в самом деле мудростям с детской площадки. «Лучше сказать "Упс!", чем "А что если бы я..." — сообщают надписи на футболках и куртках. И с ними сложно не согласиться: давайте будем как дети! Скатываться с горок и набивать шишки, а не размышлять о том, что могли бы попробовать, но...

У молодой марки mimOOkids из соседней Испании совсем другой подход к моде. Ее основательница, запустившая бренд только в 2019 году, не очень-то доверяет слоганам и концепцию раскрывает в первую очередь через крой. Вы наверняка слышали о методах Монтессори — как раз их Моника Лигеза и решила применить в одежде. Ее вещи не просто можно носить — они еще и помогают ребенку развивать моторику! А заодно и учиться одеваться самостоятельно, даже если он пока совсем маленький. У кофт расширенные горловины, у брюк — особенно эластичные манжеты, а у кардиганов и распашонок — особенная система застежек, подстроенная под детей разных возрастов.

Еще две классных марки, к которым стоит присмотреться родителям юных бунтарок и бунтарей, — Araia и Scrambled_ego. О первой вы наверняка уже слышали благодаря обуви, которую они выпускают, — а вот одежда добавилась в ассортимент не так давно. Это настоящий панк, разве что чуть смягченный для детской версии. Асимметричные платья с военной отделкой, размашистые комбинезоны в разводах краски — можно, пожалуйста, их копии во взрослых размерах? Вторая же изначально занималась взрослой модой, а детскую линейку добавила совсем недавно — в формате mini me, чтобы в одинаковые платья с юбками из кислотного тюля, как в весенней коллекции, могли нарядиться и мать, и дочь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К бунту призывала и открывшаяся в рамках Pitti Bimbo книжная выставка Herstory — именно так в 2019 году звучит главная тема «Выдающейся библиотеки», совместного проекта с Bologna Children’s Book Fair. Каждой девочке нужна супергероиня — но ее необязательно искать в комиксах о спасающих мир людях в трико. Удивительных героинь вокруг много: ученых и художниц, активисток и музыкантов, спортсменок и революционерок. А еще больше вокруг таких героинь, о которых обычно не пишут книжки, — женщин, совершающих невидимые подвиги каждый день, чью работу всегда воспринимают как должное. Женщин, которым отказывают в праве искать себя, потому что иначе некому будет заниматься бытом и пришивать оторванные пуговицы. Женщин, которые хотели бы танцевать, заниматься математикой, запустить ракету в космос, но выбрали — или просто прожили, не имея выбора, — совсем другую жизнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно женщинам — вдохновляющим и сильным, известным на весь мир и «невидимым» — и была посвящена вся подборка Herstory. И, листая любую из этих 200 книжек, сложно не думать: стала бы я хоть немного другим человеком, будь эти книги в моем детстве? Если бы каждая из нас росла с «вандер вуман» Глорией Стайнем на одном плече и непримиримой Фридой на втором, сомневались бы мы сегодня в том, что девушки могут все? Ценили бы себя больше? Научились бы фыркать в ответ на снисходительные комментарии, пропуская все глупости — «женщины глупее мужчин, это факт», «да что может женщина понимать в этом» — мимо ушей? И хотя ответов на все эти вопросы у меня нет, выдать каждой маленькой девочке (и сегодняшней, и из прошлого) по книжке из этой подборки я мечтаю от души.