Мир переживает одно потрясение за другим, и неудивительно, что мы стремимся найти где бы то ни было намеки на скорое разрешение проблем. Так в похожей атмосфере почти век назад родилась любопытная экономическая теория, предлагающая, что подъем и спад финансового рынка можно прогнозировать наблюдением за модными тенденциями.
Москвички стали чаще покупать макси, чем мини. Подтверждает ли это теорию «индекса подола»?

Теорию Hemline index, или «индекс длины юбки», приписывают экономисту Джорджу Тейлору. В середине 1920-х, в период экономического процветания западного мира, оправившегося после Первой мировой, Тейлор предположил, что длина подола женской юбки может служить индикатором состояния экономики. Чем выше подол — тем благополучнее дела обстоят на бирже, и наоборот.

В течение XX века эта, казалось бы, совсем не научная теория, регулярно подтверждалась. В 1929 грянула Великая депрессия, и женщины вновь — практически до начала 60-х — перестали оголять ноги и вернулись к более скромным фасонам. Вспомним также революционный диоровский new look: дизайнер стремился вернуть женщинам изящный, хрупкий силуэт, но при этом длина миди оставалась для его образов константой. Затем молодое поколение дизайнеров и раскрепощенных девушек подарили нам мини-юбки, и пик их первой волны популярности пришелся незадолго до нефтяного кризиса 1973 года.
И все же многое в теории Hemline index не сходится. Во-первых, в действительности Джордж Тейлор не описал корреляцию модных трендов и финансового рынка — такой вывод сделали читатели его докторской диссертации «Послевоенные изменения в индустрии модных чулочно-носочных изделий» (Significant Post-War Changes in the Full-Fashioned Hosiery Industry, 1929). А вывод был следующий: чем короче становятся юбки — тем выше потребность женщин в чулках, а это означает подъем для одной конкретной сферы легкой промышленности. В финансово трудные периоды, наоборот, женщинам выгоднее носить закрытую одежду и на чулки не тратиться. Теорию Тейлора, «подтвержденную» многолетними наблюдениями, подхватила и растиражировала пресса: «Если этой осенью вы увидите мужчину костюме-тройке, высматривающего из окон офиса оголенные женские ножки, не спешите делать выводы — вероятно, он заинтересован лишь в финансовом будущем», — так в 1978 году писала техасская газета Fort Worth Star-Telegram.

Во-вторых, уже в XXI веке исследователи Марджолейн ван Баардвейк и Филип Ханс Франсес доказали, что зависимость экономического роста от длины подола — обратная. Они изучили тренды с 1921 по 2009 год и выяснили, что экономический цикл опережает тренды примерно на 3 года. Мода может быть зеркалом социальных перемен, но предсказать начало и конец финансового кризиса неспособна.
Что касается актуальных для нас событий, то благополучные предковидные годы вполне могли найти отражение в ностальгии дизайнеров по нулевым и в том самом луке Miu Miu. А вот в России, переживающей не самые простые экономические времена, нашелся свежий кейс, по-своему подтверждающий красивую псевдонаучную теорию. В июне аналитики Ozon изучили модные покупки москвичек и пришли к выводу, что спрос на мини, несмотря на актуальные тренды, растет гораздо медленнее, чем на макси. Продажи коротких платьев выросли в 2 раза, а длинных — аж в 3,5. На втором месте по популярности миди: его девушки стали класть в «корзину» в 3 раза чаще. Совпадение? Посмотрим, что будет зимой с ценами на чулки и колготки.