Люксовая сумка — все еще инвестиция?
Еще до полного локдауна мы много говорили на тему эко- и разумного потребления и были уверены: если и инвестировать в вещи, то только из категории timeless, например, сумки Hermes. Однако аналитика последних месяцев говорит о резком падении спроса на it-bags. Неужели самые желанные модели больше не являются объектом инвестиций? Рассуждала Ольга Шевченко.
То, что карантин, вызванный пандемией коронавируса, ударит по мировой и, в частности, российской экономике, стало понятно еще в первый месяц изоляции: бутики и магазины закрылись, потребительская способность упала, да и вектор ценностей резко поменялся. Кризис ударил по, казалось бы, непоколебимым сумкам Hermes. Международная консалтинговая компания Knight Frank заявила о резком падении цены и спроса на коллекционные Birkin. Так, одна из самых дорогих моделей – Himalaya – была выставлена на торги за $85–100 тыс., вместо привычных $200 тыс., но даже с такой рекордно низкой стоимостью не нашла своего хозяина. По мнению экспертов, одна из причин такого «величайшего падения» связана с невозможностью лично посмотреть товар, убедиться в его подлинности и уникальности. Но несмотря на эти показатели, финансовый отчет бренда за первое полугодие выглядит гораздо оптимистичнее, чем у тех же конгломератов LVMH и Kering – выручка снизилась всего на 7,7 процентов.
Ирина Куликова, эксперт рынка ритейла и товаров класса люкс Bain&Company объясняет разницу между двумя рынками – люксовых товаров как предметов потребления, и товаров как предметов коллекционирования и инвестирования. «Люди, готовые тратить сотни тысяч долларов на сумки Hermes, в меньшей степени подвержены влияниям экономических и финансовых колебаний, поэтому говорить о падении спроса я бы не стала. Другой вопрос именно в коллекционировании и
перепродаже эксклюзивных моделей: пандемия заставила аукционные дома переместиться в онлайн-мероприятия и продажи, а это пока не самый привычный формат функционирования – стоимость лотов и суммарные сборы в онлайн-аукционах ниже. Тем не менее, результаты аукционных продаж за первые полгода – еще не показатель». Куликова также добавила, что аксессуары и сумки – наименее пострадавшие категории от кризиса по ряду причин, одна из которых – более высокая степень проникновения в онлайн-каналы (в отличие от одежды – она может не подойти по размеру).
О светлом будущем must have bags говорят и представители российского ритейла. «Французская ресейл-компания Vestiaire Collective недавно отчиталась о самом прибыльном дне в своей истории — и пришелся он не на сытый 2019-й, а на апрель 2020-го, – комментирует Таня Нудельман, cоосновательница проекта "Ничего нового", – Это логично – продажи самых дешевых и самых дорогих товаров на начальном этапе кризиса держатся стабильно и даже растут. С дешевыми все понятно, но почему в разгар кризиса хорошо разбирают сумки Hermes Birkin и Kelly, которые даже в подержанном варианте стоят баснословных денег? Думаю, здесь речь, как раз, про инвестицию. Раньше инвестировали в виллы и гоночные автомобили, теперь – в сумки. По мнению аналитиков BOF, модный рынок выкарабкается, но товары на нем перестанут быть "одноразовыми", и спрос на люкс все равно останется высоким — на подержанные сумки так точно. И дело тут в эволюции потребительских привычек. Все больше людей задумываются о том, что обновка — это приобретение, которое может прожить не одну и не две, а куда больше жизней. В разгар карантина "Ничего нового" составил рейтинг самых популярных брендов на ведущих российских ресейл-платформах — в топ-5 вошли Louis Vuitton, Chanel, Gucci, Hermes, Vetements (1-5 места соответственно). Иными словами, модники покупают марки с историей и, чаще всего, отдают предпочтение классике, вкладывают в то, что будет иметь потенциал перепродажи или перейдет по наследству. Это как собирать коллекцию современного искусства».
Позицию Нудельман разделяет Татьяна Леденева из Sell and buy couture, которая отмечает рост продаж на вторичном рынке в люксовом сегменте. И здесь ключевые роли играют и цена, и желание обладать уникальной в своем роде вещью, а еще возможность совершить покупку без долгих очередей и предзаказа. «Да, в период карантина люди перестали покупать позиции, которые нуждаются в примерке, но на ювелирные украшения, часы и сумки у нас очереди и ажиотаж, – объясняет Леденева, – Предметы роскоши и, разумеется, сумки Birkin по-прежнему являются отличной инвестиций в будущее. И, думаю, эта история будет в тренде даже при второй волне коронавируса. Понимаете, вторичный рынок, на мой взгляд, сегодня опережает первичный хотя бы по этим некоторым позициям: стоимость (на платформах можно купить бренд по доступной цене), эксклюзивность и, конечно, экономия сил и энергии при поиске "той самой вещи" – эту работу проделывает байер и его команда».
Подтверждает теорию на практике растущая с конца 90-х популярность культовых сумок (]например, седло Dior и усыпанные монограммами чемоданы LV). Эксперты утверждают – инвестировать в них выгоднее, чем в золото или ценные бумаги, ведь стоимость на сумки растет. Влияет на это подлинность, история бренда, качество (ручная работа, дорогие и редкие материалы) и дизайн. Здесь вспомним желание всех и каждого обладать раритетной Saddle bags авторства Джона Гальяно, когда нынешний креативный директор Мария Грация Кьюри решила процитировать своего предшественника. Или маниакальная история с сумками Фиби Фило для Celine после ее ухода – олдселиновцы готовы были отдать любые деньги, лишь бы собрать полную коллекцию творений дизайнера.
Безусловно, за период карантина потребитель сильно изменился: как по причине переосмысления ценностей, так и из-за финансовой нестабильности. Но прогнозы пока исключительно со знаком плюс, и если за базовыми сумками продолжает выстраиваться очередь, то, вероятно, вернется и клиент лимитированных моделей. В любом случае, тяжелому люксу нужно набраться терпения и постараться пережить 2020 год, впрочем, как и всем нам, а заодно научиться балансировать между онлайн- и офлайн-продажами – мы все равно не откажемся от походов по магазинам по надобности или без нее.
Текст: ОЛЬГА ШЕВЧЕНКО