Люксовая сумка — все еще инвестиция?

Что происходит с тяжелым люксом в посткарантинную эпоху

Еще до полного локдауна мы много говорили на тему эко- и разумного потребления и были уверены: если и инвестировать в вещи, то только из категории timeless, например, сумки Hermes. Однако аналитика последних месяцев говорит о резком падении спроса на it-bags. Неужели самые желанные модели больше не являются объектом инвестиций? Рассуждала Ольга Шевченко.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

То, что карантин, вызванный пандемией коронавируса, ударит по мировой и, в частности, российской экономике, стало понятно еще в первый месяц изоляции: бутики и магазины закрылись, потребительская способность упала, да и вектор ценностей резко поменялся. Кризис ударил по, казалось бы, непоколебимым сумкам Hermes. Международная консалтинговая компания Knight Frank заявила о резком падении цены и спроса на коллекционные Birkin. Так, одна из самых дорогих моделей – Himalaya – была выставлена на торги за $85–100 тыс., вместо привычных $200 тыс., но даже с такой рекордно низкой стоимостью не нашла своего хозяина. По мнению экспертов, одна из причин такого «величайшего падения» связана с невозможностью лично посмотреть товар, убедиться в его подлинности и уникальности. Но несмотря на эти показатели, финансовый отчет бренда за первое полугодие выглядит гораздо оптимистичнее, чем у тех же конгломератов LVMH и Kering – выручка снизилась всего на 7,7 процентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ирина Куликова, эксперт рынка ритейла и товаров класса люкс Bain&Company объясняет разницу между двумя рынками – люксовых товаров как предметов потребления, и товаров как предметов коллекционирования и инвестирования. «Люди, готовые тратить сотни тысяч долларов на сумки Hermes, в меньшей степени подвержены влияниям экономических и финансовых колебаний, поэтому говорить о падении спроса я бы не стала. Другой вопрос именно в коллекционировании и

перепродаже эксклюзивных моделей: пандемия заставила аукционные дома переместиться в онлайн-мероприятия и продажи, а это пока не самый привычный формат функционирования – стоимость лотов и суммарные сборы в онлайн-аукционах ниже. Тем не менее, результаты аукционных продаж за первые полгода – еще не показатель». Куликова также добавила, что аксессуары и сумки – наименее пострадавшие категории от кризиса по ряду причин, одна из которых – более высокая степень проникновения в онлайн-каналы (в отличие от одежды – она может не подойти по размеру).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Fendi осень-зима 2020/21
Fendi осень-зима 2020/21

О светлом будущем must have bags говорят и представители российского ритейла. «Французская ресейл-компания Vestiaire Collective недавно отчиталась о самом прибыльном дне в своей истории — и пришелся он не на сытый 2019-й, а на апрель 2020-го, – комментирует Таня Нудельман, cоосновательница проекта "Ничего нового", – Это логично – продажи самых дешевых и самых дорогих товаров на начальном этапе кризиса держатся стабильно и даже растут. С дешевыми все понятно, но почему в разгар кризиса хорошо разбирают сумки Hermes Birkin и Kelly, которые даже в подержанном варианте стоят баснословных денег? Думаю, здесь речь, как раз, про инвестицию. Раньше инвестировали в виллы и гоночные автомобили, теперь – в сумки. По мнению аналитиков BOF, модный рынок выкарабкается, но товары на нем перестанут быть "одноразовыми", и спрос на люкс все равно останется высоким — на подержанные сумки так точно. И дело тут в эволюции потребительских привычек. Все больше людей задумываются о том, что обновка — это приобретение, которое может прожить не одну и не две, а куда больше жизней. В разгар карантина "Ничего нового" составил рейтинг самых популярных брендов на ведущих российских ресейл-платформах — в топ-5 вошли Louis Vuitton, Chanel, Gucci, Hermes, Vetements (1-5 места соответственно). Иными словами, модники покупают марки с историей и, чаще всего, отдают предпочтение классике, вкладывают в то, что будет иметь потенциал перепродажи или перейдет по наследству. Это как собирать коллекцию современного искусства».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позицию Нудельман разделяет Татьяна Леденева из Sell and buy couture, которая отмечает рост продаж на вторичном рынке в люксовом сегменте. И здесь ключевые роли играют и цена, и желание обладать уникальной в своем роде вещью, а еще возможность совершить покупку без долгих очередей и предзаказа. «Да, в период карантина люди перестали покупать позиции, которые нуждаются в примерке, но на ювелирные украшения, часы и сумки у нас очереди и ажиотаж, – объясняет Леденева, – Предметы роскоши и, разумеется, сумки Birkin по-прежнему являются отличной инвестиций в будущее. И, думаю, эта история будет в тренде даже при второй волне коронавируса. Понимаете, вторичный рынок, на мой взгляд, сегодня опережает первичный хотя бы по этим некоторым позициям: стоимость (на платформах можно купить бренд по доступной цене), эксклюзивность и, конечно, экономия сил и энергии при поиске "той самой вещи" – эту работу проделывает байер и его команда».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Gucci осень-зима 2020/21
Gucci осень-зима 2020/21

Подтверждает теорию на практике растущая с конца 90-х популярность культовых сумок (]например, седло Dior и усыпанные монограммами чемоданы LV). Эксперты утверждают – инвестировать в них выгоднее, чем в золото или ценные бумаги, ведь стоимость на сумки растет. Влияет на это подлинность, история бренда, качество (ручная работа, дорогие и редкие материалы) и дизайн. Здесь вспомним желание всех и каждого обладать раритетной Saddle bags авторства Джона Гальяно, когда нынешний креативный директор Мария Грация Кьюри решила процитировать своего предшественника. Или маниакальная история с сумками Фиби Фило для Celine после ее ухода – олдселиновцы готовы были отдать любые деньги, лишь бы собрать полную коллекцию творений дизайнера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Безусловно, за период карантина потребитель сильно изменился: как по причине переосмысления ценностей, так и из-за финансовой нестабильности. Но прогнозы пока исключительно со знаком плюс, и если за базовыми сумками продолжает выстраиваться очередь, то, вероятно, вернется и клиент лимитированных моделей. В любом случае, тяжелому люксу нужно набраться терпения и постараться пережить 2020 год, впрочем, как и всем нам, а заодно научиться балансировать между онлайн- и офлайн-продажами – мы все равно не откажемся от походов по магазинам по надобности или без нее.

Текст: ОЛЬГА ШЕВЧЕНКО