Латекс, кожа и ремни: как фетиш превратился из табу в главный стиль мировых поп-звезд
Сегодня почти все мировые поп-звезды регулярно появляются на сцене, в клипах и съемках в нарядах с элементами фетиша и БДСМ: латексе, коже, с ремнями, плетьми, стеками и в масках. Леди Гага, Бейонсе и Дуа Липа на сцене не стесняются выглядеть, как настоящие доминатрикс, а Рианна даже выпустила песню и клип под названием S&M, воспевающий радости садомазохизма. В какой-то момент фетиш стал главным стилем поп-звезд — и очередное появление какой-нибудь поп-певицы на сцене в кожаном корсете и чулках уже никого особенно не удивляет. Правда, так было далеко не всегда. Поначалу любые отсылки к сексуальному фетишизму были абсолютным табу, говорить о котором вслух было не принято.
Примерно до 20-х фетишизм оставался за закрытыми дверями и не был массовым. После Первой мировой, с наступлением экономического подъема, нравы стали куда свободнее. Людям понравилось предаваться самым разным телесным удовольствиям — и секс, как это часто бывает, оказался в числе первых. Многочисленные сексуальные эксперименты спровоцировали рост спроса на секс-игрушки и фетишистское белье — а спрос, как известно, рождает предложение. Именно тогда начали появляться первые специализированные бренды, которые удовлетворяли растущие аппетиты фетишистов.
Но настоящий подъем моды на фетишизм случился в 50-е — как ответ на установившийся после Второй мировой долгожданный мир и прямое следствие развития фотографии и кино. Именно тогда стал активно развиваться жанр пин-апа — и одной из его самых ярких звезд стала Бетти Пейдж, которая снималась для всех известных мужских журналов того времени в корсетах, латексных костюмах и чулках с подвязками, поочередно играя роли то строгой и властной доминатрикс, то послушной рабыни. Ее стиль оказал огромное влияние на целые поколения фетиш-моделей и танцовщиц бурлеска, включая Диту фон Тиз.
Так или иначе, долгое время все это оставалось в рамках своеобразной фетиш-субкультуры. По-настоящему вошла в мейнстрим БДСМ-эстетика лишь в 90-х. Многие связывают это с разразившейся в 1981-м эпидемией СПИДа. Когда секс становится опасным, дизайнеры, художники и музыканты начинают сублимировать — отсюда такое количество отсылок к фетишизму в моде и поп-культуре того времени. Одними из первых запрет с этой темы сняли Мадонна и Жан-Поль Готье, вместе придумавшие культовый образ доминатрикс в мужском костюме, под которым скрывался корсет с чашками в форме конусов. Этот костюм певицы для тура Blond Ambition до сих пор цитируют как дизайнеры, так и стилисты звезд.
В то же время начинают появляться многочисленные БДСМ-коллекции. Самая известная из них — культовая Miss S&M 1992 года, созданная Джанни Версаче. В ней появились те самые платья с корсажами и кожаными ремнями, одно из которых надела на Met Gala сестра дизайнера Донателла. И хотя тогда показ вызвал у публики смешанные эмоции (знаменитый критик Сьюзи Менкес, например, разнесла коллекцию в пух и прах), он создал прецедент — и заложил основу для того, чтобы фетиш-мода стала частью мейнстрима.
Дальше дело было за поп-звездами, которые должны были познакомить с этим стилем массы. Что они и сделали. Стараниями Бритни Спирс, Кристины Агилеры, Рианны, Бейонсе и Дуа Липы визуальные коды БДСМ окончательно вошли в мейнстрим. Дизайнеры тоже стали обращаться с ними куда раскованнее. Скажем, Алессандро Микеле регулярно включает в свои коллекции для Gucci латексные маски, чокеры-ошейники, портупеи и инкрустированные кристаллами плети — а многочисленные звездные друзья бренда вполне непринужденно все это великолепие носят. Так за каких-то 100 лет все эти элементы проделали путь от задворок общества до съемок в глянце и красных ковровых дорожек.