«Кто знает, тот поймет»: как «тихая роскошь» растеряла свое обаяние
За этот год так называемая «тихая роскошь» вытеснила из моды все другие стилистики. Забавно: то, что задумывалось как противоположность трендам, превратилось не просто в очередной тренд, а в глобальную доминирующую тенденцию. Изначально дизайнеры, которые работали в этом направлении, искали в нем убежище от бесконечной мясорубки сменяющих друг друга трендов, возможность делать то, что нравится, не растрачивая силы на нечто мимолетное. Но для моды, как известно, трендом может стать что угодно. Даже то, что должно было стать его антонимом.
Процесс происходил мягко, но стремительно. Постепенно на рельсы «анонимного люкса» начали перебираться даже те марки, которые раньше не были замечены в любви к эстетике приглушенных цветов и лаконичных силуэтов. С этим направлением заигрывают даже Gucci, не чуждые ярких цветов, логомании и блеска, снимая любимицу Фиби Файло Дарью Вербову без макияжа в бассейне отеля Chateau Marmont. И кстати о Фиби Файло: родоначальница того, что принято называть «тихой роскошью», тоже стремительно вернулась в модную повестку со своим именным брендом. Первая коллекция, может, и не вызвала бурного восторга у критиков, зато мгновенно разлетелась по гардеробам преданных «файлофилов». У The Row дела тоже идут в гору: по результатам последнего сезона Недель моды, практически все опрошенные редакцией WWD байеры крупных универмагов назвали коллекцию сестер Олсен одной из самых перспективных в коммерческом плане. И это мы еще не говорим о брендах вроде Brunello Cucinelli и Loro Piana, у которых роскошь такая тихая, что слышат ее только те, кто в состоянии потратить 500 долларов на простую серую футболку (передаем привет Марку Цукербергу).
И это, казалось бы, неплохо. Разве не к этому стремились все стилисты из соцсетей, рассказывающие своим клиентам и подписчикам, что лучше инвестировать в качество и вневременную классику, чем в тренды? С одной стороны, все так. С другой, произошла подмена понятий. «Тихой роскошью» стали звать буквально все подряд. Всю ту серо-бежевую массу невыразительных и попросту скучных вещей, которую до этого было принято относить к условной «базе». Из этого получилась может и тихая, но совсем не роскошь. Люкс элитарен по своей природе. Это звучит надменно и даже не очень уместно по меркам наших сложных времен, но это просто сама сущность явления. То, что есть у всех, люксом быть не может по определению. А сегодня соцсети пестрят подборками «вещей в стиле old money» с демократичных маркетплейсов. И даже на Shein есть раздел quite luxury, который выглядит какой-то насмешкой.
Да что там говорить. Несколько лет назад условная сумка The Row Margaux была вещью из разряда «кто знает, тот поймет», способом опознать «своих». Полной противоположностью того, что принято называть it-bag. Сегодня в любом престижном ресторане Москвы в обеденные часы вы без труда насчитаете с десяток девушек с такими сумками в руках. Получается, что те, кто отчаянно стремились отделить себя от модного мейнстрима, внезапно оказались в его эпицентре. В этом и состоит ирония круговорота трендов: любые нишевые вещи и бренды рано или поздно подхватывает волна хайпа. Вспомните, какими странными и авангардными когда-то казались ботильоны Maison Margiela Tabi. Теперь же их носят все фэшн-инфлюенсеры и даже знаменитости. Плохо ли это? В целом — едва ли. Но тем, кто страстно жажлет одеваться «не как все», пора искать новую любимую обувь. И модель сумки.