Казаться или быть? Почему актуальные тренды заставляют нас притворяться кем-то
Порой кажется, что сегодняшняя мода постоянно заставляет нас отказываться от собственной идентичности и притворяться кем-то другим. Вечная дилемма «быть или казаться» все чаще разрешается в пользу последнего. Бесконечный круговорот «-коров» и «эстетик», выпрыгивающий на нас со всех сторон, дает бесконечный выбор — и в то же время не оставляет никакого выбора. Слово года по версии словаря Merriam-Webster — «аутентичный», но аутентичности как таковой в моде почти не осталось. Во всяком случае, 2023-й прошел явно не под ее знаменами. И хотя многочисленные трендсеттеры вовсю вещают о важности оставаться собой, такой возможности почти ни у кого на самом деле нет. Чтобы оставаться модным, нужно непременно примкнуть к какой-то общности — будь то адепты барбикора или последователи культа имени Фиби Файло.
Одежда всегда была сигналом принадлежности к той или иной социальной группе. Она могла транслировать взгляды, интересы и ценности своего носителя. В недавнем прошлом такими идентификаторами были субкультуры. Их адептов объединяли не только внешние признаки, но и музыка и некая жизненная философия. Тренды (а особенно «-коры» и «эстетики») отличает то, что они ограничиваются только внешним. Дальше наряда, макияжа и прически они не заглядывают. Это такие готовые наборы решений. Кто ты сегодня: кокетка или мрачная femme fatale на манер Мортиши Адамс? Или, может, успешная бизнесвуман в «плечистом» жакете и на высоченных шпильках?
С одной стороны, такое разнообразие прекрасно. Оно будто бы дает безграничную свободу. У моды вообще есть одно волшебное свойство: сила перевоплощения. Она позволяет на время стать кем угодно — хоть панком, хоть библиотекарем, хоть парижской кокоткой Прекрасной эпохи. До недавнего времени дизайнеры вообще мыслили категориями «муз» — реальных или вымышленных героинь, которым посвящали коллекции. Джон Гальяно и Карл Лагерфельд вдохновлялись жизнью маркизы Казати, Фиби Файло писала собирательный образ «сильной и независимой» интеллектуалки, а Алессандро Микеле творил для чудаковатой фанатки винтажа, похожей на трогательного эльфа. Дизайнеры тщательно продумывали своих вымышленных героинь, их образ жизни, их экстравагантные привычки. Тем самым давая возможность пожить этой удивительной жизнью и своим клиентам. Но в этом была последовательность и логика. Они чаще всего гнули одну линию. Сегодня такого нет. Героини нашего времени меняются ежечасно.
Более того, сами покупатели не стремятся прочувствовать ни один из образов и вжиться в него. Зачем проходить путь, который проходит галеристка-фанатка Фиби Файло, если можно просто накупить на ресейле вещей Old Celine и сделать максимально задумчивое лицо? Ровно так же можно не быть потомственной богачкой, но носить тотал-лук Loro Piana и заносчиво рассказывать собеседникам про «стиль old money». Мода превратилась в какой-то бесконечный косплей, где все не являются теми, кем пытаются казаться. И эта игра в имитацию в какой-то момент перестает быть очаровательной. С другой стороны, в мире самозванцев проще всего выделиться из толпы. Для этого достаточно оставаться собой.