Карты таро, амулеты и магические кристаллы: как мистика вошла в нашу жизнь — и в моду

Почему показы стали похожи на таинственные ритуалы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За последние несколько лет магия стала неотъемлемой частью нашей жизни. Если раньше над суевериями принято было посмеиваться, а походы к гадалкам и астрологам даже скрывали, то сейчас разобранная натальная карта, набор чудодейственных заряженных кристаллов или, на худой конец, мобильное приложение с ежедневным гороскопом есть буквально у каждого. Сдались даже самые стойкие. Автор этого текста тоже еще недавно с трудом сдерживал смех, выслушивая рассказы друзей о совместимости знаков зодиака или отправке запросов во Вселенную. Пока не поймал сам себя на том, что гуглил значение одинаковых цифр на часах («ну это же точно какой-то знак!»).

Сейчас разобранная натальная карта, набор чудодейственных заряженных кристаллов или, на худой конец, мобильное приложение с ежедневным гороскопом есть буквально у каждого

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оказалось, что вот такая бытовая магия из частных (и нередко анекдотичных) случаев превратилась в мощный системный тренд. Соцсети пестрят объявлениями от потомственных гадалок и городских ведьм, обещающих вернуть бывшего, добиться повышения на работе или устранить соперников, вчерашние бизнес-коучи массово подались в шаманизм. А уж продажа всяких волшебных инструментов вообще превратилась в огромный бизнес — и теперь это красивые цветные кристаллы, которые и в инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) не стыдно выложить, а не всякие там нефотогеничные черепа, лапы и прочие части тела несчастных животных. Самые популярные блогеры-миллионники уже не качают пятую точку на камеру — они учат правильно загадывать желания, брать аскезу и раскрывать в себе женскую силу дыхательными практиками. Бизнес-марафоны сменились марафонами желаний — все, кто отчаялся научиться зарабатывать миллионы, теперь методично просят их у Вселенной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бизнес-марафоны сменились марафонами желаний — все, кто отчаялся научиться зарабатывать миллионы, теперь методично просят их у Вселенной

Мода, как самая восприимчивая к настроениям общества часть культуры, очень быстро поняла, куда дует ветер. Так в последних коллекциях появились и карты таро, и готические кресты, и украшения-талисманы. Да что там: по большому счету, дизайнерам, стилистам и модным редакторам никогда не была чужда тяга к мистике. Так, Габриэль Шанель увлекалась нумерологией (да, тот самый парфюм №5 был назван в честь ее счастливой цифры), Кристиан Диор не принимал никаких важных решений без консультаций с личной ясновидящей, а Александр Маккуин посвятил осенне-зимнюю коллекцию 2007 года памяти Элизабет Хау — своей дальней родственницы, которую казнили в рамках процесса над салемскими ведьмами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мария Грация Кьюри решила не отставать от своего легендарного предшественника — почти в каждой ее коллекции для Dior появляется мотив гаданий и астрологии. Апогеем стал весенне-летний кутюрный сезон этого года. Специально для него режиссер Маттео Гарроне снял красивейший мини-фильм, главными героями которого стали старшие арканы таро в кутюрных платьях. Габриэла Херст будущей осенью предложила обратиться к высшим силам и в своей дебютной коллекции для Chloé, и в собственном бренде. В первом случае она надела на шеи моделей длинные цепочки с магическими амулетами — и это, как минимум, просто красиво. Во втором — взяла за источник вдохновения Хильдегарду Бингенскую, которая была не только настоятельницей собственного монастыря, композитором и поэтессой, но еще и ясновидящей и мистиком. Правда, объяснила она это не своим увлечением духовными практиками (хотя оно налицо), а тем, что католическая святая верила в «зеленую силу» — силу природы, в общем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алессандро Микеле, главный мистик от моды, тоже не мог не обратиться к этой теме — но оказался настроен чуть менее оптимистично, чем его коллеги. Главным мотивом своей коллекции Ouverture для Gucci он сделал эсхатологию — учение о конце света и загробной жизни. Чтобы его идея уж точно ни от кого не ускользнула, он даже сделал принты на футболках и свитшотах с надписью Eschatology — особенно эффектно они смотрятся вместе с моносерьгой в форме готичного мальтийского креста из той же коллекции. И даже Миучча Прада, с ее острым аналитическим умом и докторской степенью в политологии, не осталась в стороне от всеобщего увлечения колдовством. В финале последнего осенне-зимнего показа Miu Miu в Доломитовых Альпах модели выстроились вокруг огня — и хотя магия не была заявлена в качестве темы шоу, это было скорее похоже на таинственный ритуал, чем на веселые посиделки с гитарой и барбекю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кино и музыкальная индустрия тоже не первый год эксплуатируют образ притягательной ведьмы — а кому не хочется быть неотразимой?

В чем же тут дело? Почему магия именно сейчас так прочно вошла и в нашу жизнь, и в моду? Честно говоря, этого следовало ожидать. Велнес-индустрия уже давно так активно продвигает мысль, что какой-нибудь магический гаджет — такая же необходимость, как коврик для йоги или палетка теней из новой коллекции, что нам ничего не оставалось, кроме как поверить в это. Гвинет Пэлтроу построила на этом всю свою империю Goop — а ей в вопросах красоты и здоровья привыкли верить безоговорочно. То же можно сказать и о поп-культуре: кино и музыкальная индустрия тоже не первый год эксплуатируют образ притягательной ведьмы — а кому не хочется быть неотразимой?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если наука бессильна, то надежда остается лишь на высшие силы

И самое главное: мы живем во время удивительной турбулентности. Никакие научные методы не позволяют прогнозировать, что же случится завтра — новый локдаун, очередной закрытие границ или запрет на что-либо. А если наука бессильна, то надежда остается лишь на высшие силы. Так что мы готовы поверить и инстаграмной провидице, и всемогущему астрологу, и защитному амулету (не важно — из колдовской лавки или последней дизайнерской коллекции). И потом, наше поколение массово отошло от института религии — но нам по-прежнему нужно во что-то верить и на что-то надеяться. И если традиционные культы нас не устраивают, мы начинаем создавать свои собственные. А мода, как и любая другая индустрия, это замечает, «зеркалит» и надеется на этом заработать. И что-то нам подсказывает, что у нее получится. Хотя бы потому что пока выходит очень красиво.