Как мы стали наряжаться не из-за желания нравиться мужчинам, а по своей воле

«Мы все должны быть феминистками»
BLUMARINE PRE-FALL 2024
BLUMARINE PRE-FALL 2024
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2017 году Dior представили на подиуме футболку с надписью «Мы все должны быть феминистками». В тот момент это казалось прорывом. После всплеска движения #MeToo социальный активизм вошел в моду. Женщины-дизайнеры стали все чаще продвигать феминистские идеи в своих коллекциях. Поначалу это могло показаться новаторским, но постепенно фем-повестка растворилась в мейнстриме. Феминизм стал просто очередным трендом, как джинсы с низкой посадкой или платья в цветочек. Оказалось, что позволить себе быть модными феминистками могут в основном белые женщины среднего класса. Чтобы обозначить свою принадлежность к фем-движению (а на деле — транслировать желание быть в тренде) нужно было купить ту самую пресловутую футболку Dior с лозунгом. Стоила она порядка 700 долларов. Такая вот цена убеждений. Этот кейс стал своего рода символом коммерциализации феминизма индустрией моды. По сути дела, фем-повестка превратилась в эффектны маркетинговый инструмент. Из-за этого в последние пару лет участились разговоры о том, что феминизм вышел из моды. Но как бы не так.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
CHANEL Haute Couture весна-лето 2024
CHANEL Haute Couture весна-лето 2024
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Настоящий феминизм из моды не выходил — это попросту невозможно. Просто он сменил свои внешние признаки. На смену «футболочному активизму» и громким лозунгам на одежде пришли другие наборы визуальных кодов. Например, подчеркнуто женственная и даже девичья одежда. Казалось бы: феминистки годами боролись со стереотипами о женственности, «мужским взглядом» и лукизмом. Они выступали против модного мейнстрима, навязывающего некие стандарты красоты. И как в эту парадигму вписываются «принцессины» платья, пышные юбки, корсеты, атласные ленты и бархатные банты? Но фем-движение, как и мир в целом, не стоит на месте. Многие тезисы первых двух волн феминизма утратили актуальность со временем. В частности те из них, что касались внешнего вида. Сегодняшние феминистки не так радикальны в этом вопросе. И осознают, что наряжаться, наносить макияж и делать прическу девушка может не из-за желания нравиться мужчинам или давления социума, а по своей воле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
KHAITE PRE-FALL 2024
KHAITE PRE-FALL 2024
Архивы пресс-службы

Более того: все эти коды конвенциональной женственности были переосмыслены. Очевидно, что любые из подобных представлений — это социальный конструкт. Они означают ровно то, что мы сами в них вкладываем. Не больше и не меньше. А потому и вчерашние символы угнетения и гендерного неравенства могут стать феминистскими атрибутами. Так и вышло. То, что считалось легкомысленным и поверхностным, феминистки новой волны присвоили себе, сделали манифестом своей силы и независимости. Инфантильные платья принцесс Simone Rocha, провокационные корсеты Vivienne Westwood и трогательные атласные балетки Miu Miu в их арсенале «зазвучали» по-новому — как орудие в борьбе за право выглядеть и вести себя так, как хочется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
SANDY LIANG весна-лето 2024
SANDY LIANG весна-лето 2024
Архивы пресс-службы

К повестке присоединились и молодые бренды. Решив сосредоточиться на конкретной нише в феминизме, такие бренды как Di Petsa помогают продвинуть дискуссию вперед. Разумеется, креативные директора и основательницы таких брендов — женщины, которые отлично понимают, чего хотят от одежды. И реальные сдвиги начнут происходить, когда их станет больше — в том числе в крупных исторических брендах. Достаточно взглянуть на негативную реакцию на превалирующее количество белых креативных директоров-мужчин в ведущих люксовых брендах, чтобы убедиться в этом.