Как маленькая грудь стала модным стандартом — и почему это может измениться в ближайшем будущем

История женской фигуры от античных канонов до инклюзии
Magda Butrym
Magda Butrym весна-лето 2002
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще несколько лет назад появление звезды на ковровой дорожке в «голом» платье будоражило общественность, а балом правил овер- и даже гиперсайз. Но постоянные изменения заложены в самой природе моды, и теперь на подиумах мы наблюдаем все больше голого тела, чем одежды, а дизайнеры вместо того, чтобы одевать нас, настойчиво стремятся раздеть. Причем порой прибегая и к визуальному обману: вспомним хотя бы «обнаженные» принты Jean Paul Gaultier, вернувшееся в ряды бестселлеров спустя 30 лет, и их интерпретации от Джонатана Андерсона и Y/Project.

На фоне этого увлечения анатомизмом и фетишизацией просматривается куда более важный и обнадеживающий тренд. Кажется, женщины отвоевали свое тело: нам больше не надо притворяться, что у нас нет объективируемых частей тела (в частности, груди и сосков), заботливо заблюренных экстремистской соцсетью, что они могут быть разными и неидеальными. The Symbol решил углубиться в историю и вспомнить, как взаимодействовали модные тренды и стандарты красоты на протяжении веков. И понять: действительно ли инклюзия победила?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мэрилин Монро, 1959
Мэрилин Монро, 1959
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История женской груди в моде идет рука об руку с представлениями социума о распределении гендерных ролей. На протяжении веков идеалом была гармоничная фигура с четко выраженными округлыми формами — признак здоровья и способности женщины к деторождению. Изменилось все в Средние века, когда духовенство наложило табу на любое проявление сексуальности. Уже после эпохи Ренессанса, в период избыточного Барокко и игривого Рококо мы видим возрождение пышных форм, а классицизм возвращает в моду идеалы античности. Это ясно прослеживается в ампирной моде: отсутствие корсетов, не большая, но упругая грудь, подчеркнутая высокой талией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До XX столетия бюст то оказывался свободен, то вновь «запирался» тугим корсетом — женская красота должна была принадлежать мужу. Помогли женщинам послевоенный экономический подъем 20-х 50-х, а также первая и вторая волны феминизма. Во-первых, теперь было сложно, но вовсе не обязательно ограничивать свое профессиональное развитие заботой о детях. Во-вторых, развитие промышленности давало больше способов самовыражения. В «ревущие двадцатые» сложился новый женский облик: красавица декаданса имела худую, хрупкую, почти мальчишескую фигуру. Свободные, скандально короткие платья с заниженной линией талии не подчеркивали грудь девушек-флэпперов, а будто «сглаживали», выпрямляли силуэт.

Джейн Биркин, 1974
Джейн Биркин, 1974
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже после Второй мировой мир разделился на два лагеря: поклонников Мэрилин Монро и британки Твигги. Хотя первая стала иконой стиля и секс-символом своего времени, в моде на долгие годы закрепился второй типаж: хрупкий, субтильный, отсылающий к 1920-м. Дело в том, что модные обладательницы груди больше второго размера, конечно, могли обратиться за модным фасоном в ателье, но процветавшее массовое производство шло по направлению к ныне существующей «быстрой моде». А ее важнейшее условие — усреднение и сокращение размерной сетки.

Хорошо известно, что все подиумные коллекции отшиваются в одном размере — это сильно экономит силы и ресурсы. Появление единого «идеального» размера и типа фигуры на фоне возросшего объема производства было неизбежно. Не стоит забывать, что свои тренды диктуют бьюти-мир и эстетическая медицина, которая стала активно развиваться во второй половине XX века. В 1960-х хирурги из Хьюстона Томас Кронин и Фрэнк Джероу представили первые в мире силиконовые импланты, и «золотой» стандарт был необходим маркетологам для развития индустрии. Кстати, принято считать, что те самые 90-60-90 — округление параметров Кейт Мосс (87-58-89), чей пик популярности пришелся на 90-е.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Gucci Cosmogonie.
Gucci Cosmogonie
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Итак, за последние пару-тройку декад мы прошли долгий путь «идеалов»: Кейт Мосс, Памела Андерсон, Джей Ло, Ким Кардашьян. Добавьте неповоротливые и порой сомнительные попытки брендов в инклюзию, и встанет вопрос: действительно ли нам позволено иметь формы размером больше первого, или это лишь новый модный виток? Ярким новейшим кейсом стала коллекция Gucci Cosmogonie. Впервые мы увидели на подиуме модель с «человеческой» грудью далеко не нулевого размера — да еще и в прозрачном кейпе. Учитывая влияние и статус Алессандро Микеле в модном мире, нам остается лишь надеяться, что этот случай не останется приятным исключением. Однако пока даже Билли Айлиш теряет 100 000 подписчиков из-за селфи с глубоким декольте, хлестко подмечая: «Людей пугает большая грудь». По мнению же автора, гораздо страшнее выяснить, что твоя «двойка» не помещается в XL-лиф от бикини одного очень популярного бренда купальников.