Как изменится модная индустрия в будущем по версии футуролога

Жан-Кристоф Бонис, футуролог, основатель компании #Oxymore, изучающей влияние инноваций на поведение потребителей, и консультант LVMH, рассказал Марии Белоковыльской, что ждет моду и не только ее в будущем
Жан-Кристоф Бонис
Жан-Кристоф Бонис
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обычно парни мечтают покорять космос и забивать голы на чемпионатах, а ты, значит, хотел стать футурологом?

Звучит как будто я полный псих, да? (Смеется.) На самом деле я не заглядываю в хрустальный шар. Моя работа связана с анализом инноваций в разных сферах. Под инновациями я имею в виду информационные, цифровые и прочие технологии, которые влияют на потребление в глобальном смысле. Допустим, компания хочет инвестировать большие деньги в бизнес и выйти на окупаемость через пару лет. Моя задача – понять, что за эти пару лет произойдет в мире. Плюс наполнить смыслом сам бренд, потому как просто продавать молоко или бриллианты сегодня никому не интересно.

Какими инструментами ты пользуешься, предсказывая будущее?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Моя команда отслеживает все инновации на планете, знает, что где изобретают в сферах нанотехнологий, биотехнологий, IT и так далее. Источники используются самые разные – от открытой до конфиденциальной информации. Также существуют чатботы – компьютерные программы, симулирующие восприятие человеком тех или иных фактов и формирующие на основе этого поведенческие модели. Слышала про тест Алана Тьюринга? Английский математик еще в середине прошлого века пытался понять, может ли машина мыслить как человек, способна ли она интеллектуально развиваться. Сегодня с помощью чатботов легко узнать, какие потребности у той или иной аудитории, вплоть до читателей вашего журнала, и как с этой аудиторией взаимодействовать. Айпад в руках младенца, твоей бабушки и, например, в твоих собственных – это три совершенно разные модели коммуникации. Наконец, мы в #Oxymore следим за «шумом» интернета. К примеру, у тебя в твиттере 200 фолловеров. Ты публикуешь текст, и его ретвитят 3000 человек. Это вроде как странно, ведь у тебя совсем немного читателей. Значит, твой твит вышел за рамки штатного интернет-шума. В офисе #Oxymore звучит сигнал тревоги, и мы немедленно изучаем, что же такое стоит за этим твитом. А теперь вернемся к вопросу: из всего, что я перечислил, складывается довольно четкая картина будущего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что, по-твоему, станет главным предметом роскоши лет через 20–30?

Тут все банально: время. Не хронографы с репетирами, а возможность больше зарабатывать, тратя на это меньше времени. Помнишь фантастический триллер «In Time» с Джастином Тимберлейком? Герои с внушительным запасом времени были богатыми, а те, у кого оставалось несколько часов, сводили концы с концами.

André Courrèges осень-зима 1969/1970
André Courrèges осень-зима 1969/1970
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Модели Pierre Cardin, зима 1966/1967
Модели Pierre Cardin, зима 1966/1967

То есть в перспективе у роскоши не будет материального воплощения? Сумки, туфли, вот это все.

Никуда сумки-туфли не денутся, но мы придем – и уже начали приходить – к пониманию того, что в мире производится гораздо больше вещей, чем нужно. Каждый бренд выпускает 4–6 коллекций в год. А теперь представь, что у тебя 150 пар обуви. В чем для тебя разница между первой и второй, тридцатой и семидесятой? Слишком большой выбор – убийство возможности выбирать. Тебе кажется, что ты что-то решаешь, а на самом деле все давно решено: вот эти туфли тебе нужны, чтобы удачно выйти замуж, а те ты обязана купить, потому что такие же у Мелании Трамп. В будущем мы вернем себе законное право выбора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чьи туфли останутся у нас в шкафу?

Тех дизайнеров, кто раньше других поймет, что материальная сторона вещи уже не имеет значения. Не первый год мы говорим про кризис идей в индустрии. Нынешняя мода – бесконечная аллюзия на тему прошлого. Совершенно гениально над этим глумится Демна Гвасалия, и поэтому про него говорят. Но пляска на костях не продлится долго. Что дальше? Я не могу сказать, какой силуэт будет у самого модного платья сезона весна-лето 2025 и из какого зверя сошьют сумки в 2028-м, но готов поспорить, что сильно изменится модель отношений «продавец – покупатель». Потребление будущего – это микс товаров и сервисов. В Нью-Йорке есть бренд Bonobos, который выпускает мужскую одежду, предлагая принципиально новую концепцию обслуживания. Ты же знаешь, как парни в большинстве своем ненавидят шопинг? Нужно ходить от рейла к рейлу, думать, выбирать. В Bonobos тебе не продают вещи. Клиенту назначается время посещения – с улицы туда не зайдешь. Ты быстренько все примеряешь, а стилист объясняет, почему синий свитер тебе жизненно необходим. Потом ты оплачиваешь покупки и уходишь налегке, а дома в назначенное время тебя уже ждет UberRUSH со всеми обновками. И эта схема отлично работает – иначе у Bonobos не было бы такой статистики продаж. Так что если мы принимаем версию о значимости «добавленного» сервиса в индустрии в будущем, то логично предположить, что покупатели начнут игнорировать товары, лишенные такой надстройки, или с некачественной и неоригинальной системой сервиса. Покупки как сейчас станут просто немодными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А как насчет того, что все постепенно уйдет в интернет?

Влияние интернета на поведение брендов будет расти с каждым годом. Уже сейчас, следя за профилем в фейсбуке (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), я могу сказать, что ты хочешь съесть на завтрак и куда тебе пойти за новым платьем. Совсем скоро искусственный интеллект лучше нас самих поймет, что нам нужно. Компания Gartner Consulting подсчитала, что уже к 2018 году в США с помощью искусственного интеллекта будет продано пять миллиардов наименований товаров. Из этого следует, что брендам необходимо не просто продавать исходя из представлений о некой целевой аудитории, но и тщательно изучать наш мир, знать его в мельчайших подробностях. Нужно работать над ценностными системами. «Нам важна окружающая среда», «мы не используем детский труд» – эти и другие формулы ответственности станут частью маркетинговой стратегии большего числа компаний, чем сейчас. Задача будущего – и часть брендов, с которыми я работаю, уже над этим задумалась – превратить одежду из отвлеченного образа в адресное высказывание. Сейчас мода диктует нам, кем мы должны быть, – в будущем диктовать станем мы. Нам больше не придется подстраиваться под абстрактные идеалы и играть в 70-е и 80-е просто потому, что кому-то так захотелось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Chanel весна-лето 2017
Chanel весна-лето 2017

Ты упомянул новые модели отношений с потребителем. See now buy now – одна из них?

Несомненно. Это яркий пример того, как технологии влияют на психологию потребления. Сегодня мы, фейсбучные зануды и инстаграмные спамеры, постим фотографии из отпуска вместо того, чтобы поплавать в бассейне и насладиться закатом. То же самое с одеждой: мы не готовы ждать, вещь должна быть доступна в тот момент, когда мы ее захотели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что ты можешь сказать о дальнейшем влиянии азиатского рынка на моду?

Оно продолжится. Более того, Китай в смысле потребления ждут огромные перемены. Долгое время это была общепланетарная фабрика. Сейчас ситуация меняется, китайцы начинают осознавать силу бренда. Компания Alibaba.com в преддверии Дня влюбленных заработала 17 миллиардов долларов. Но Alibaba не хочет оставаться только китайской, она думает про Европу, а для этого необходимо создать мировой бренд. У китайского рынка есть две задачи. Во-первых, обеспечить полуторамиллиардное население страны. Во-вторых, окончательно распрощаться со статусом фабрики. Думаю, что быстро это не произойдет, но в пер- спективе 5–7 лет очень вероятно появление новых китайских дизайнеров с сильной ДНК.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Раз уж ты заговорил о дизайнерах, скажи, останется ли в будущем место для больших художников?

Дело не в том, большой ты художник или маленький, важно, как ты строишь бренд. Да, это звучит не очень романтично, но на смену большим художникам идут крутые ребята. Художники не думали о том, что изменят мир. Ив Сен-Лоран осмысленно пытался изменить мир? Конечно, нет. Крутые ребята могут изменить мир и думают об этом с самого начала, потому что у них есть цифровые торговые площадки, чатботы, соцсети.

Можно я совсем дурацкий вопрос задам напоследок? Ты очень много говоришь об искусственном разуме, о том, что машины все про нас знают. Тебе не страшно?

А заметно, да? (Смеется.) В XIX веке люди создали больших механических монстров. Помнишь «Новые времена» Чаплина? Со временем мы научили машины мыслить, и многие сегодня боятся, мол, технологии сделают из нас роботов и поработят этот мир. В действительности все наоборот: наделяя машины разумом, мы сами учимся быть людьми.