Как Фестер из «Семейки Аддамс» стал главной иконой стиля последних Недель моды
Главная икона стиля по итогам последних Недель моды — не Джеки Кеннеди. Не принцесса Диана. Не Мэрилин Монро. И даже не Одри Хепберн. Чаще других на создание коллекций дизайнеров вдохновлял куда более неожиданный персонаж — дядя Фестер из «Семейки Аддамс». Нет, мы не сошли с ума. Посудите сами: разве все «сутулые» жакеты и пальто, которые мы увидели на прошедших недавно Неделях моды, не напоминают силуэт слегка сумасшедшего, но от этого не менее очаровательного родственника семьи Аддамс? Dazed уже даже провозгласили «Фестеркор» (по имени персонажа, разумеется) главным трендом следующего сезона. Глядя на отчеты со свежих показов, с коллегами трудно не согласиться.
Огромные квадратные плечи жакетов и пальто у Prada, Versace, Sportmax и Saint Laurent практически копируют один из образов Фестера в белом костюме, который уже давно разошелся на мемы. Еще один совсем свежий микротренд, который можно рассматривать как отсылку к тому же образу — «сутулые» пальто, жакеты и платья-коконы с воротом, натянутым на голову. Такие мы увидели у Richard Quinn, Dolce & Gabbana и Coperni. И, честно говоря, сами не отказались бы так одеться: в свете всех последних новостей как никогда хочется вот так спрятаться и быть «в домике», даже если приходится куда-то идти и заниматься своими повседневными заботами. Viktor&Rolf, кстати, предвидели тренд еще в январе: их наделавшие много шума «сутулые» жакеты из кутюрной коллекции, пожалуй, ближе всего к первоисточнику — и по форме, и по духу.
Но если отбросить все шутки в сторону, то этим трендом мы обязаны все-таки не очаровательному дяде Фестеру. «Плечистые» жакеты, пальто и даже футболки заполонили подиумы и хроники стритстайла с легкой руки Демны, ранее известного как Демна Гвасалия. Всего за несколько лет ему удалось сделать этот силуэт ключевым кодом сначала Vetements, а затем и Balenciaga. При этом позаимствовал этот прием он, как ни странно, вовсе не у Кристобаля Баленсиаги. Ставшие для него знаковыми силуэты дизайнер нашел у Мартина Маржелы и Пьера Кардена. Первый еще в 90-х и 2000-х экспериментировал с оверсайзом (задолго до того, как это стало мейнстримом) и гротескными пропорциями. Его «плечистые» жакеты на пару-тройку размеров больше, вероятно, очень напоминали Демне то, что носили граждане пост-советских стран в 90-е (а он сам, как мы знаем, родился в Тбилиси). А жакеты из последних коллекций Balenciaga — практически точные реплики Maison Martin Margiela начала нулевых. Карден же подарил миру моды плечи «пагода» — острые и приподнятые, как одноименные азиатские культовые сооружения в форме башен. Их Демна тоже присвоил себе — и сделал еще одной «фишкой» своего Balenciaga. Оба приема распространили инфлюенсеры и модные редакторы, а другим дизайнерам не оставалось ничего другого, кроме как удовлетворить растущий спрос клиентов на подобные вещи.
Впрочем, даже личного бренда Демны не хватило бы, чтобы задать такой мощный тренд в одиночку. Массово захотеть одеваться в одежду с огромными плечами нас заставили более глубокие социальные причины. Если обратиться к истории, то окажется, что расширение линии плеча всегда происходило на фоне общей тревожности. В 30-е и 40-е — пока мир переживал глобальный экономический кризис и готовился ко Второй мировой. В 80-е — параллельно с рецессией и эпидемией ВИЧ. Ну а про постсоветские 90-е и наши дни вы и сами все знаете. Исследователи истории костюма считают, что с помощью искаженных, гротескных пропорций с акцентом на плечевой пояс и руки люди пытаются если не быть, то хотя бы казаться сильнее и выносливее. Совсем как некоторые животные, которые надуваются и меняют окрас, как только чувствуют опасность. Так что очередное (и самое мощное за последние годы) пришествие этого тренда очень симптоматично — оно очень многое говорит о времени, в которое мы живем. А заодно выдает наши коллективные тревожные мысли, которые мы старательно гоним от себя прочь.