Как дизайнеры стирают грань между практичным и красивым
Огромные накладные карманы, бирки для сумок, молнии, застежки-фастексы и даже кожаные ремни могут быть не только прикладными элементами одежды, но и декором на ней. Не верите? Взгляните на коллекции дизайнеров сезона весна-лето 2023. Похоже, сильные мира моды всерьез взялись за стирание границ между утилитарным и декоративным — а мы попробуем выяснить, зачем им это понадобилось.Вещи, приемы и детали принято условно делить на утилитарные и декоративные. К первым обычно относят все практичное, но не очень впечатляющее визуально. Скажем, спортивные брюки, худи или рабочую одежду. Ко вторым — все яркое, нарядное и красивое в самом конвенциональном смысле этого слова, но то, без чего, скажем так, можно прожить. Какое-нибудь вечернее платье с бантом на плече — ну или маленькую сумку замысловатой формы. Весь смысл таких вещей ровно в том, чтобы производить впечатление на смотрящего. Они могут быть непрактичными или даже вообще неудобными — это не так уж важно. Такое деление долгое время было практически незыблемым. Конечно, любой достаточно прозорливый человек мог догадаться, что подобная градация — не более, чем социальный конструкт, идея, о которой люди зачем-то договорились. И уж точно не закон Вселенной или заповедь, по которой всем нам непременно стоит жить. Но мода сама по себе — один большой социальный конструкт, плод нашего с вами воображения. А потому она живет по своим собственным законам.
Единичные эксперименты дизайнеров вылились в полноценный отход от этого деления лишь к концу 80-х. Особенно в смешении утилитарного и декоративного преуспели бельгийские и японские деконструктивисты. Мартин Маржела, например, всячески стремился переосмыслить привычные вещи — а потому искал им новое применение. Из перчаток шил жилеты, из носков — свитеры, а капроновые колготки просто повязывал поверх тренчей вместо поясов. Так он лишал вполне обыденные вещи их прикладного смысла и делал декоративными деталями — вопреки, казалось бы, всякой логике. Однако идею стирания границ между практичным и модным сделала своим главным принципом Миучча Прада. С первых коллекций она стала внедрять в вещи Prada и Miu Miu элементы униформы и рабочей одежды, которые смешивала с элементами конвенциональной женственности образца 50-х. Огромные накладные карманы — с пышными юбками в складках, рюкзаки из «рабочего» нейлона — с роскошными кашемировыми джемперами, милитари-плащи — с каблуками и трогательными гольфами.
Госпожа Прада осталась себе верна и сейчас. В коллекции Miu Miu весна-лето 2023 она показала юбки-карандаш и платья с плиссировкой, дополненные огромными накладными карманами и топы-бра с застежками-фастексами. Полное переосмысление атрибутов рабочей и походной одежды: как иронично, что теперь они дополняют не теплые парки или строительные комбинезоны, а наряды для вечеринки или красной дорожки. Впрочем, кому как не синьоре Праде знать, что разница между элитарным и утилитарным — всего в трех буквах. Но любопытно, что приобщиться к этому знанию в новом сезоне решили и остальные дизайнеры. Николя Жескьер вообще всю свою коллекцию для Louis Vuitton построил на идее гипертрофированных прикладных деталей, которые превращаются в декор. Куртки и платья украсили бегунки для молний размером с ладонь, а кожаные бирки и металлические застежки с культовых сумок парижского Дома выросли в размерах в десятки раз и... сами превратились в сумки. Даже цепочка с карабином, которая помогает закрепить косметичку внутри сумки, выросла и превратилась в браслет. Буквально как в «Алисе в стране чудес». Остальные коллеги в основном все же обошлись разными интерпретациями темы накладных карманов, но все их объединяло одно: в таких прочтениях эта деталь не несет никакого практического смысла — лишь эстетический.
Выходит, что дизайнеры как бы «очищают» все эти элементы от их прямого назначения и вкладываемых в них смыслов, чтобы сделать их чисто декоративными. Теперь они, как говорится, для красоты. Но зачем? Неужели им недостаточно бантов, рюш и отложных воротников, которые не несут никаких других функций, кроме чисто эстетической? Разумеется, накладные карманы или молнии на роль новых бантов не претендуют. Но таким образом дизайнеры как бы стремятся расширить свой привычный набор приемов, выйти за опостылевшие рамки и найти красоту в обыденном, будничном. Вероятно, это способ борьбы с кризисом идей. Конвенционально нарядные платья принцесс за все постпандемийные сезоны уже успели наскучить. Нам по-прежнему нужно что-то красивое, но не такое приторное, что ли. Отсюда и тяга к таким необычным решениям. Которые, впрочем, все еще сохраняют за собой право быть для нас полезными. В конце концов, молния, даже гипертрофированных размеров, все еще помогает застегивать и расстегивать куртку, а большие карманы легко заменят сумку и освободят руки, вместив все необходимое. Два в одном, получается. И так ли нам нужны эти банты и рюши?