Что умеют делать новейшие материалы и когда они уже наконец окажутся в наших шкафах
Первую в мире спортивную куртку, покрытую тончайшим слоем графена – материала, который еще пару лет назад стоил дороже любого бриллианта, – продемонстрировал в августе 2018-го британский стартап Vollebak. «Мы можем гарантировать, что она согреет вас в любой мороз, потому что отлично сохраняет и распределяет тепло, позволит телу дышать и одновременно не даст промокнуть, а главное, сохранит все эти свойства навсегда и никогда не износится, – обещал в своем обращении к покупателям рыжеволосый атлет Ник Тидболл, который на пару с братом-близнецом придумал, как внедрить нобелевское открытие в производство одежды. – Но мы до сих пор не знаем и половины свойств графена – надеемся, что вы выясните их во время использования и, конечно, не забудете поделиться». Такая неосведомленность неудивительна: волшебному материалу всего пятнадцать лет от роду, он во много раз прочнее стали, обладает невероятной тягучестью и электропроводимостью, нарушает несколько будто бы фундаментальных законов природы и легко становится основой и для безвредной краски для волос, и для линз с функцией ночного видения, и для почти вечной батарейки. Кое-кто даже считает, что графен в ближайшее время станет катализатором промышленной революции масштаба той, что мир пережил после изобретения синтетических тканей. А пока можно просто купить неубиваемую ветровку за 595 евро (если ваш размер еще остался) и почувствовать себя участником научного эксперимента.
Однако если графен – это поражающая воображение диковинка, которую совершенно случайно обнаружили два исследователя из Манчестерского университета, приклеив скотч к графитовому стержню, то другие эксперименты выглядят куда более предсказуемыми и логичными. В первую очередь речь, конечно, идет о выращенных в лаборатории заменителях натуральных материалов. Чем больше потребителей, а вместе с ними и брендов, присоединяются к протестам против использования кожи и меха, тем актуальнее становится поиск альтернативы. Сейчас на слуху биоинженерная компания Modern Meadow из Нью-Джерси, сделавшая ставку на редактирование ДНК штамма дрожжей, – из него тут выращивают органическую кожу, которая не отличается (ну почти) от той, что достается нам довольно живодерским образом. «Базовая схема одинаковая, хочешь ли ты получить "крокодила" или "питона", – объясняет креативный директор Сюзанна Ли. – Нужно перепрограммировать культуру на повышенное производство определенного коллагена и, уже добившись успеха, начать выращивать необходимые белки». Обидно, что нас никто не предупредил заранее: чтобы понимать, в каком направлении движется современная мода, придется заново учить химию и биологию. Но жаловаться поздно, да и некому, так что разбираемся дальше. Сегодня в Modern Meadow тестируют около тысячи образцов в неделю, и только пара из них получает зеленый свет и переходит на следующий этап, где проверяется на пригодность для производства и другие полезные качества. Главное из них, конечно, неотличимость от натуральной кожи: она обладает совершенно особыми тактильными свойствами, которые непросто подделать в лабораторных условиях. «Но мы стараемся, – говорит Ли. – И хотя и не рассчитываем, что уже завтра все it-bags будут родом из "тазов с бульоном", с удовольствием отмечаем, что тенденция налицо: к нашим разработкам внимательнейшим образом присматриваются тяжеловесы luxury-индустрии». Ее слова косвенно подтверждает Мари-Клер Даве, глава направления устойчивого развития в модном конгломерате Kering. В одном из недавних интервью она сказала, что альтернативные биотехнологические материалы являются главным направлением инвестиций ее компании, которая, кстати, клятвенно обещала к 2025 году сократить на 40% наносимый окружающей среде урон.
Но есть и другие стратегии: вместо того чтобы множить сущности и придумывать что-то принципиально новое, можно, наоборот, взять то, чего на планете уже в избытке. Например, мусор всех мастей. Благодаря активности H&M и Gucci о волокне Econyl, сделанном из переработанных рыболовных сетей и других нейлоновых отходов, слышали почти все. Выловленный из океана пластик активно используют в производстве своих кроссовок adidas. А голландский бренд G-Star Raw делает из него же коллекции денима под девизом: «Каждый, у кого в шкафу есть пара джинсов, помог осьминогу выжить». Мило и вызывает отклик в душе любого представителя поколения Z, чье прекраснодушие и непритворная забота о том, что будет с Землей завтра, уже сегодня радикально меняют общество потребления. Впрочем, говоря о новейших материалах, мы почти всегда апеллируем именно к Z-там. Для них затеяна высокобюджетная эпопея с заменителями кожи, при производстве которых не пострадала ни одна корова. Их уверенность, что в мире и так слишком много одежды, заставляет придумывать суперпрочные ткани, которые будут служить гораздо дольше – даже если производителям это объективно не выгодно. Для них изобретают куртки, которые бьют тревогу, если владелец забыл дома смартфон. Да-да, такие тоже существуют, но высокотехнологичная одежда – отдельный разговор. Если раньше для моды было важно рассказать атмосферную сказку, то теперь приходится отвечать по существу на вопросы юных покупателей, и в том числе главный: «Почему из всех бесконечных вещей в мире мне нужна именно эта?» Надо заметить, многие бренды неплохо держат удар. Отличный пример – история 25-летнего лондонского дизайнера Райана Ясина: сначала он показал детские комбинезоны, растущие вместе с ребенком, и получил за них несколько наград, а потом заключил контракт все с теми же H&M на производство топов, самостоятельно видоизменяющихся в зависимости от температуры. То есть прохладным утром вы выходите в обычной водолазке, а когда начинает припекать, ее рукава становятся все короче и короче. Обещают, что новинки поступят в продажу в конце этого года и, разумеется, будут полностью готовы к вторичной переработке. Без такой экологически безупречной составляющей даже удивительные свойства вряд ли гарантируют хорошие продажи.
ФОТО И СТИЛЬ: МАРИНА ГРИБОВА; АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА: НАТАЛЬЯ БРЕДУН; АССИСТЕНТ СТИЛИСТА: КСЕНИЯ ПОКРОВСКАЯ. БЛАГОДАРИМ МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ (МОСКВА) ЗА ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СЪЕМКИ.