Базовый гардероб — это тоже кутюр. Как простые джинсы и белые рубашки попали в кутюрные коллекции
«Джинсы не то, чем кажутся». Эта перефразированная цитата из культового сериала «Твин пикс» могла бы стать лозунгом последней кутюрной Недели моды, завершившейся вчера в Париже. В этом сезоне дизайнеры практически единогласно принялись переосмыслять деним. Точнее, то, что им «притворяется». У Пьерпаоло Пиччоли в Valentino это шелковый газар, вручную расшитый перламутровым бисером, выкрашенным в 80 (!) оттенков индиго для максимально правдоподобной имитации потертостей на классических «левайсах» (и настоящие винтажные джинсы Levi's, расшитые сверху золотом). У Жюльена Доссена, приглашенного креативного директора Jean Paul Gaultier, — нечто подобное, но изображающее еще и заломы. У Демны и Balenciaga роль джинсовой ткани играло простое льняное полотно, но выкрашенное вручную масляными красками. На то, чтобы прорисовать фактуру и детали кроя, у мастеров ателье ушло 220 (!) часов. Ящик Пандоры еще в сезоне осень-зима 2022 открыл Матье Блази: его кожаные «джинсы» Bottega Veneta до сих пор так будоражат всю индустрию, что остальные дизайнеры буквально выстраиваются в очередь, чтобы представить свою вариацию на тему. Разумеется, у тех, кто создает кутюр, возможностей для этого было больше: к их услугам лучшие мастера, владеющие самыми замысловатыми техниками. Но было бы несправедливо свести все только к пресловутым джинсам.
На кутюрных показах в этот раз в целом доминировал подход less is more. Не с технической точки зрения: невероятные вышивки и аппликации, которыми так славятся кутюрные мастерские, никуда не делись. Радикальному упрощению подверглись формы и силуэты. В коллекциях стало заметно больше лаконичных вещей. Да что там: даже базовых. В дуэте с теми самыми усыпанными бисером «джинсами» Valentino выступала самая обыкновенная (если не считать того факта, что она вышла из-под рук лучших портных мира) белая рубашка. Ровно такая, какая есть практически в каждом гардеробе. Настроение показу Dior задавали белоснежные брючные костюмы и минималистичные платья-колонны «текучего», обволакивающего фигуру кроя. По духу они перекликались с платьями из коллекции Fendi, при создании которых Ким Джонс явно изучил античные собрания нескольких больших музеев. Balenciaga решили разбавить величественные платья в пол спортивными анораками, простыми плащами-макентошами и строгими жакетами с острыми лацканами. А Виржини Виар постаралась найти новые грани в обросшем мифами гардеробе истинной парижанки. По версии креативного директора Chanel, дорогим сумкам эта героиня предпочитает соломенные корзинки с цветами, а высоким шпилькам — удобные балетки.
Иными словами, дизайнеры взялись за переосмысление той одежды, которую все мы носим каждый день. Джинсов, рубашек, жакетов, тренчей и даже маек, которые здорово потеснили витиеватые наряды сказочных принцесс. Курс на эстетизацию обыденности был взят на осенне-зимних показах коллекций ready-to-wear. По их итогам самые маститые модные обозреватели объявили о возвращении в моду нормкора. Выбор термина спорный (едва ли справедливо называть так «плечистые» жакеты Saint Laurent и кукольные коктейльные платья Miu Miu), зато очень емкий: сразу понятно, что мода развернулась от эскапизма к «нормальности», повседневности. Присоединился к этому развороту и кутюр, который отчаянно борется за свое место на стремительно уходящем вдаль корабле современности. Основное функции одежды, даже дорогой, — прикладные. И сложносочиненные силуэты их выполнению никак не способствуют. Но раз уж ей оказалось тесно на нижних уровнях пирамиды Маслоу, дизайнерам пришлось придумывать изящные способы сделать что-нибудь эдакое даже в узких рамках «базы». Так и появились все эти усыпанные бисером фейковые джинсы и кутюрные белые рубашки.
Вероятно, индустрия чувствует неуместность пышной и демонстративно дорогой одежды в нынешних условиях, когда кризис уже даже не подкрадывается, а стоит на пороге и нагло стучится в дверь. Но и снисходить до пошива простых функциональных вещей не хочет: в конце концов, это ситуация «пчелы против меда». Поэтому предлагает своим клиентам кутюр, мимикрирующий под условный базовый гардероб. Получается своего рода компромисс: покупатели получают привычные им роскошные наряды, а обыватели, возможно, чуть менее раздражаются при их виде. Конечно, проблему социального неравенства это не решает, но по крайней мере говорит о саморефлексии моды, которую за последние пару сложных лет только ленивый не укорил за неуместность. А это уже показатель того, что пациент скорее жив. Даже если пока не фонтанирует блестящими новыми идеями.