Сексуальная революция Тома Форда в Gucci
Флорентийский Gucci Museo, вместивший на трех этажах наследие 95-летнего модного Дома, открылся в 2011 году. Представленные в нем экспонаты – это вехи, по которым можно прочитать историю итальянской легенды: от чемоданов и сумок из канваса – материала, которым Гуччио Гуччи пришлось заменить дорогостоящую кожу в период Второй мировой войны, до знаменитого каре Gucci Flora, созданного в честь Грейс Келли, и более поздних коллекций креативного директора Дома Фриды Джаннини. Однако во всем этом богатстве не хватало одного важного элемента – экспозиции, посвященной периоду «правления» Тома Форда, чей вклад в развитие бренда огромен. Спустя пять лет итальянский Дом готов восполнить пробел: в Gucci Museo откроют целый зал, посвященный коллекциям Форда для Gucci, все экспонаты которого отобраны лично нынешним креативным директором Алессандро Микеле (в далеком 2002 году он начал работать в компании именно благодаря Форду). Так почему эпоха «американца в итальянском Доме» смыслообразующая в истории Gucci?
Том Форд пришел в компанию в 1990 году (после окончания нью-йоркской школы дизайна Parsons молодой человек работал на нескольких американских дизайнеров, но со временем понял, что «настоящая высокая мода может быть только в Европе»). Доун Мелло, в то время креативный директор бренда, назначила амбициозного парня дизайнером женской линии Gucci. Со временем на плечи Форда ложилось все больше обязанностей, и к 1992 году он уже отвечал не только за женскую, но и за мужскую линию одежды, а также за парфюмерию, рекламные кампании и оформление бутиков. Наконец, в 1994 году Том Форд был назначен креативным директором Gucci, и это стало поворотным моментом в истории почтенного модного Дома.
В середине 1990-х дела у Gucci шли неважно: в 1993 году компания потеряла 22 миллиона долларов (при прибыли 230 миллионов), руководство одолевали кредиторы, да и имидж бренда требовалось пересмотреть радикальным образом. И тут, словно торнадо в его родном Техасе, ворвался Том Форд – смелый, бескопромиссный, с абсолютно четким видением новой эстетики Дома. Форд уловил, какая маркетинговая ловушка необходима Gucci для успеха, и главным лозунгом ее стало «sex sells». Коллекция Форда осень-зима 1995/1996 (первая – весна-лето 1995 – «выстрелила» далеко не так громко) считается в истории моды канонической: полурасстегнутые сатиновые блузы и бархатные брюки насыщенных, словно наэлектризованных тонов, идеально скроенные костюмы и пальто – в той коллекции удивительным образом сошлись агрессивная сексуальность (которую в то время вдоволь давал Джанни Версаче) и рафинированность.
В этом и заключался секрет успеха Тома Форда: на фоне бельгийского деконструктивизма, японского авангардизма, минимализма Армани и Жиль Занжер и «уродливой красоты» Миуччи Прады коллекция Gucci, буквально сочащаяся чувственной энергетикой, была предназначена для женщин, которые не ищут интеллектуальной моды, а просто хотят повседневную одежду, в которой будут выглядеть привлекательно. Тому Форду удалось создать из переживающего не лучшие времена бренда объект желания, даже культа – Gucci захотели буквально все. Дизайнер добавил итальянскому Дому недостающий пятый элемент, за которым впоследствии стали охотиться все игроки fashion-индустрии, – то, что в английском языке определяется емким словом «attitude», то есть сильная позиция на фоне конкурентов. Более того, Форд продавал не только имя Gucci, но и свое собственное – он возвел свою личность в статус бренда и в принципе заставил публику по-новому воспринимать место креативных директоров в иерархии модных Домов: они не просто дизайнеров одежды, но люди, которые создают вокруг той или иной марки целый мир. С легкой руки Тома Форда на новый имидж Gucci стали работать и рекламные кампании, большинство из которых дизайнер создавал вместе со стилистом Карин Ройтфельд и фотографом Марио Тестино: бьющие наотмашь своей провокативностью, дерзкие, но невозможно красивые (видимо, дизайнер хорошо усвоил урок Кельвина Кляйна). Финальным аккордом и практически венцом карьеры дизайнера в Gucci стала кампания 2003 года с моделью Кармен Касс в главной роли, где та позирует с выбритой на причинном месте буквой G – скандал она вызвала невероятный.
Труды Форда увенчались успехом: за первые девять месяцев 1995 года прибыль компании удвоилась, а к началу нового миллениума доходы составляли рекордные 4 миллиарда долларов. В 2004 году пути дизайнера и итальянского Дома разошлись: он не смог договориться с руководством fashion-конгломерата PPR (ныне Kering), владельца Gucci, по условиям своего нового контракта. Форд ушел, но его наследие навсегда осталось в биографии Gucci, а теперь и в музее Дома.