Почему ювелиры Chanel создали бриллиантовый кокошник, или Как Россия вдохновляла Мадемуазель Шанель

История коллекции «Русский Париж»
Анна Павлова
Анна Павлова
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мадемуазель Шанель никогда не была в России – но в начале XX века все самые знаменитые и талантливые люди России были в Париже. Когда парфюмер царского двора Эрнест Бо создает по ее заказу революционный аромат N°5, в силуэтах ее одежды появляются русские акценты. В 1920 году, уже после революции, она встречается с Великим князем Дмитрием Павловичем, с которым у нее будет короткий и пылкий роман, а тремя годами ранее завязывается ее дружба с Мисей Серт – «королевой современного барокко». Череду встреч продолжают бежавшие из России Стравинский и Дягилев. Дизайнер поддержит «Русские сезоны» с их блистательными артистами в те тяжелые времена, когда знаменитые певцы и художники, актеры и музыканты, адмиралы и утонченные аристократы вынуждены были в силу обстоятельств соглашаться на любую работу. Как пишет Жозеф Кессель в своих «Княжеских ночах», это были «бывшие князья и дамы высшего света, торгующие цветами; офицеры, стражи и адмиралы императорского флота, ставшие официантами, поварами, швейцарами».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этот период и формируется «Русский Париж». «Я была очарована русскими», – говорила Шанель, по воспоминаниям Поля Морана. Она показывает на дефиле туники, гимнастерки, пальто в стиле тулупов, подпоясанные широкими блузами, наподобие традиционной русской рубахи. С 1921 года эксклюзивные вышивки для модного Дома создавались в ателье «Китмир», открытом Великой княжной Марией Павловной, родной сестрой Дмитрия, при содействии Габриэль. Мария Павловна любила говорить, что ей приходилось прятаться от продавщиц, приходя к Шанель. Расшитые ею модели пользовались таким успехом, что она не успевала выполнять заказы, а дизайнер гордилась, что ее манекенщицы и продавщицы принадлежали к русскому высшему свету: «Именно русские показали женщинам, что трудиться – не постыдно. Мои Великие княгини занимались вязанием».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
1938
1938
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коллекция высокого ювелирного искусства Le Paris Russe de Chanel впервые рассказывает полную историю Мадемуазель Шанель и России. В ней особое место отведено двуглавому орлу, который в сочетании с камелией украшает кольцо и сверкает на фантазийном колье. Орел соседствует с народными мотивами: яркие вышивки рубах, резные узоры кокошников, головные уборы из бархата с жемчугом и позументами, платки и традиционные набивные рисунки узнаются в остроконечных резных узорах колье или украшений для волос, в длинных жемчужных колье и «платках» с желтыми сапфирами, гранатами, изумрудами и бриллиантами. Когда в 60-х Шанель не смогла присутствовать на собственном показе в Москве на Красной площади, ее манекенщицы привезли ей букеты из пшеничных колосьев. Их Габриэль поставила рядом с пшеничным снопом из бронзы, созданным для ее квартиры Робертом Гуссансом, исполнив мечту о таинственной стране, которую ей так и не довелось увидеть.