Крылья бабочки, ротанг и метеориты: что еще нового используют в ювелирном искусстве
Природные мотивы и образы из мира флоры и фауны для ювелирного искусства не в новинку, но вот работа с натуральными материалами в силу их хрупкости и недолговечности — удел истинных мастеров. К тому же, когда мы говорим об украшениях из дерева, цветов и ракушек, на ум в первую очередь приходят по-детски наивные поделки, не претендующие на искусность и изящество. Рассказываем, как обе эти установки меняют современные ювелирные художники.
На прошедшей недавно кутюрной неделе моды в Париже, как и всегда, были показаны коллекции не одной лишь одежды. «Высокие» творения представляли, соревнуясь друг с другом в редкости камней и сложности конструкций, ювелирные бренды. Главный хит недели, разлетевшийся по сети — серьга-осьминог Boucheron из белого золота с перламутром и бриллиантами. Однако это далеко не самая интересная работа Клэр Шуан в текущем сезоне: ее коллекция ailleurs («Другое место») построена вокруг неочевидных для гостей Вандомской площади ювелирных материалов. Для замысловатого плетения колье-воротника Rotin Diamant использовался настоящий ротанг, форму которого держит вставленный внутрь золотой стержень. Целый сет выполнен... из гальки — только вместо волн океана до прозрачного свечения ее обтачивали в мастерской Boucheron и затем наносили на нее золотые «татуировки» и бриллиантовые узоры. Броши и серьги Papillon не просто выполнены в виде бабочки — их крылья действительно когда-то принадлежали пестрым красавицам Lideopsis Vulgaris. Перед сканированием их обработали так, чтобы создать удерживающую золотую структуру, которая воспроизводит их первоначальные изгибы.
От такого решения пришли бы в восторг модницы Викторианской Англии: дарвиновское учение сделало популярным увлечение естественными науками, и дамы, чтобы быть ближе к природе, буквально заказывали украшения... из насекомых. И даже не бабочек — а жуков-златок, чьи крылья переливались всеми оттенками зеленого. Корни такой экзотической моды можно искать и в набиравшем влиянии ориентализме – увлечении западного мира восточной культурой на фоне развития транспорта и налаженного сообщения с колониями. Сегодня собственный взгляд на давний тренд предлагает художница Марта Маттсон: в своих работах она использует крылья цикад, которые обрабатывает смолой, лаком, а затем украшает драгоценными камнями. Средняя стоимость одной пары таких серег или броши — $750. Все крылья Маттсон закупает у одного поставщика, работающего строго по правилам «Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения».
Однако вернемся в Париж наших дней. В ailleurs нашлось место даже метеориту — но о нем стоит поговорить уже в контексте российских марок. Украшения из космических тел на самом деле не так уж сложны в производстве. Метеорит по составу — это в основном железо с определенной концентрацией никеля, и обнаруживаются они гораздо чаще, чем мы наблюдаем метеоритные дожди. Отсюда сравнительно низкая себестоимость. Уникальность придают им происхождение и возраст, насчитывающий в отдельных случаях миллиарды лет. В России первопроходцы в деле «космических» украшений — сперва бижутерии — появились в конце нулевых, а прибыльным свой бизнес, бренд Made in Cosmos, сделал Сергей Романов в 2018 году — примерно тогда простейшие подвески и стали микротрендом. Главная особенность изделий — невозможность переплавки метеорита: «Этот процесс убьет всю уникальность камня. Поэтому мы делаем самые простые геометрические фигуры», — рассказывает Романов.
Гораздо более прихотливо дерево, но и здесь мастера разработали (и возродили) сложные способы, способные сохранить древесину и придать ей нужный лоск. Кто-то прибегает к японской технике Chou Sugi Ban, или «томление кедра». Она придает материалу необычайную устойчивость. Кто-то выбирает работать с окаменелым деревом — такой путь для себя выбрал бренд Kathleen Whitaker из Лос-Анджелеса, чьи украшения любят и носят Мишель Обама, Тильда Суинтон и Кейт Бланшетт. В ювелирном искусстве окаменелое дерево высоко ценится наряду с поделочными камнями и действительно напоминает скорее минерал, чем растение — особенно, когда речь идет об экземплярах с замершими в них останками живых организмов. И такая высокоювелирная вторая жизнь, данная природе, вполне соответствует духу времени.