Директор Фонда Ле Корбюзье Брижит Бувье — о важности экспериментов и гонке со временем
Как вы думаете, почему Ле Корбюзье еще при жизни называли человеком будущего?
Лучше всего на этот вопрос ответил он сам: «Быть современным – это не следование моде, а состояние души». По своей природе Ле Корбюзье был первопроходцем. И уже на старте карьеры руководствовался принципами, которые тогда, в начале XX века, не пользовались большой популярностью, зато сейчас звучат невероятно актуально. Например, пытался найти в архитектуре компромисс между потребностями индивидуума и нуждами всего общества. Или сделать так, чтобы его идеи могли пригодиться как богатым, так и бедным. Если попытаться сформулировать максимально коротко, то он хотел, чтобы город стал более человечным.
Фонд, который вы возглавляете, ведет очень активную деятельность: издает книги, организует выставки, следит за сохранностью архитектурного наследия по всему миру. Какая задача у вас сейчас в приоритете?
Создание музея Ле Корбюзье в Пуасси, рядом с легендарной виллой Савой (особняк в предместье Парижа, спроектированный Ле Корбюзье в 1929–1931 годах, находится под охраной ЮНЕСКО. – Прим. HB).
Кстати, это один из немногих знаменитых объектов Ле Корбюзье, в котором он совсем не использовал свою «Архитектурную полихромию».
Да, эту систему он разработал чуть позже. Со временем Ле Корбюзье почувствовал силу, которую имеет цвет, и в итоге новые палитры получили особую роль в его архитектуре. Начиная с 30-х годов он стал применять все больше разных оттенков, которым присваивал поэтические названия вроде «Космос», «Небо» или «Песок». Их сочетания на первый взгляд могли противоречить плану здания или его географическому расположению, но они наделяли форму эмоциями, вдыхали в нее новую жизнь. Можно сказать, что так был раскрашен идеальный мир Ле Корбюзье.
Кому вы, как обладатели авторских прав, даете разрешение на использование этих цветов в первую очередь?
Тем, кто делает наследие Ле Корбюзье еще более живым и современным. Например, дизайнеру Ора Ито, который несколько лет назад открыл арт-центр на крыше знаменитого многоквартирного комплекса Cité Radieuse в Марселе, спроектированного архитектором в 1947–1952 годах. Также мы активно сотрудничаем, например, с фабрикой Cassina и брендом Nemo.
А теперь достижения «Архитектурной полихромии» мы видим в коллекции часов Rado True Thinline Les Couleurs Le Corbusier.
У Rado всегда были крепкие связи с промышленным дизайном, поэтому колористика Ле Корбюзье не могла их не заинтересовать. Ну а нам очень близка философия бренда: поиск новых решений, использование современных технологий. Ведь часы из цветной керамики во многом являются экспериментом, как издания великого модерниста.
Расскажите, какие отношения со временем у вас самой?
У нас во Франции есть выражение Course contre la montre – если переводить буквально, «гонка против часов». И я, конечно, тоже живу в бешеном темпе, но ощущаю в этом бесконечном марафоне некий парадокс. Он заключается в том, что, с одной стороны, нам нужно остановиться и перестать пытаться опередить время, а с другой – мы не должны от него отставать. Ведь еще столько решений нужно принять, чтобы успеть сделать как можно больше для будущих поколений.
А какая из идей Ле Корбюзье особенно близка лично вам?
Уважение к природе и урокам прошлого. Думаю, именно в этих простых истинах спрятаны ключи к решению всех проблем, с которыми сейчас сталкивается человечество.
Интервью: ДЕНИС МЕРЕЖКОВСКИЙ