Вечная классика: история маленького черного платья — от Коко Шанель до наших дней
По запросу «Маленькое черное платье» Google готов выдать вам 1 910 000 материалов — от справочных статей по истории моды до ссылок на интернет-магазины одежды. Это сочетание слов стало настолько устойчивым, что даже вошло в Оксфордский толковый словарь в виде аббревиатуры LBD (Little Black Dress). Оно уже давно стало синонимом универсального предмета одежды, который подходит всем и уместен в любой ситуации — во многом с легкой руки Габриэль Шанель, которая популяризировала его в 20-е годы прошлого века. Рассказываем о самых ярких моментах в истории маленького черного платья — и о том, как интерпретируют его дизайнеры в наши дни.
По правде говоря, Габриэль Шанель нельзя назвать создательницей маленького черного платья. Оно благополучно существовало и до нее — но несло несколько иной посыл. Еще в викторианскую эпоху черные платья носили в знак траура — сама королева Виктория ходила в таких целых 40 лет после смерти своего супруга, принца Альберта. Шанель же, со свойственным ей прагматичным подходом к одежде, разглядела в нем потенциал по-настоящему универсального предмета гардероба — и смогла освободить его от траурных коннотаций. В этом ей помогли коллеги-дизайнеры, включая Жана Пату. Несмотря на эти коллективные усилия, ассоциируется маленькое черное платье и по сей день исключительно с личностью Шанель. Все-таки именно ее стараниями оно стало эдаким негласным символом женской эмансипации — ведь оно означало резкий разрыв с традицией многочисленных переодеваний в течение дня. Теперь женщинам не нужно было иметь по 5, а то и 7 нарядов на день — все их благополучно заменяло одно-единственное платье, уместное в любой ситуации. И потом, оно попросту было очень удобным. Длина миди и свободный крой с заниженной талией не сковывали движений, а мягкая податливая ткани почти не ощущалась на теле.
С тех самых пор, уже около 100 лет, такие платья не выходят из моды. Они превратились в такую фэшн-константу, которая фоном присутствует в моде абсолютно всегда. Правда, могут меняться крой, длина и декоративные элементы. По правде говоря, маленькие черные платья прошлого века не были такими уж «маленькими». Речь все-таки не об экстремальных мини — в конце концов, до 60-х такую длину никто и не носил, пока ее не предложили Мэри Куант и Андре Курреж. То самое платье Chanel было длины миди, а знаменитое черное платье Givenchy, созданное для Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани», и вовсе доходило до самых щиколоток — зато полностью открывало руки, плечи и лопатки. Правда, по изначальной задумке Юбера де Живанши оно было гораздо короче — но продюсеры фильма решили, что так оно выглядит слишком откровенно, поэтому низ платья пришлось переделывать знаменитой художнице по костюмам Эдит Хед.
С 60-х по 80-е маленькие черные платья становились то короче, то длиннее, то прибавляли в объеме, то теряли его. Но настоящий пик их популярности случился в 90-е — лаконичность этого предмета гардероба оказалась очень созвучна с общим настроением эпохи победившего минимализма. Немало помогли здесь и культовые выходы икон стиля того времени. Например, принцессы Дианы, чье маленькое черное платье греческого бренда Christina Stambolian даже вошло в историю под отдельным названием — «платье мести». Дело в том, что в довольно откровенном по меркам королевского протокола наряде (облегающий, выше колена — да еще и с открытыми плечами!) леди Ди появилась в день, когда принц Чарльз публично признался в изменах. Это стало началом конца их брака — и началом славы принцессы Уэльской как иконы стиля планетарного масштаба. С тех самых пор «платьями мести» стали называть все наряды, призванные насолить неверным возлюбленным.
Приложил руку к новой волне популярности черных платьев и Джанни Версаче — они ему удавались ничуть не хуже, чем его знаковые вещи с жизнерадостными яркими принтами. Два запомнились публике особенно. В первом Элизабет Херли пришла под руку с Хью Грантом на премьеру фильма «Четыре свадьбы и одни похороны» в 1994-м году. За один вечер она стала самой обсуждаемой девушкой, а «платье с булавками» — тем самым платьем, которые захотели купить все девушки мира. Черное облегающее платье с высоким разрезом от бедра, глубоким декольте и неожиданным вырезом сбоку держалось будто бы только за счет огромных золотых булавок с логотипами Versace — впоследствии вариации на эту тему еще не раз появятся в коллекциях итальянского бренда.
Второе знаковое черное платье Джанни Версаче создал уже для своей сестры Донателлы. В платье из осенне-зимней коллекции 1992 года Miss S&M синьора Версаче вместе с братом пришла на Met Gala — в тот вечер все обсуждали только ее. Наряд с прозрачным корсажем, короткой юбкой с длинным шлейфом и БДСМ-ремнями вместо бретелей и завязок стал одним из самых провокационных за всю историю мероприятия. Он олицетворял образ женщины Versace — неприступной, сильной, сексуальной и удивительно притягательной.
Можно сказать, что в наши дни дизайнеры продолжают экспериментировать с вечной классикой в том же ключе, в каком и в 90-х. Во многом это объясняется возвращением в моду трендов той эпохи. Так что на подиумах нынешнего весенне-летнего сезона появилось много весьма сексуальных черных платьев — облегающих, с глубокими декольте, разрезами и интригующими вырезами в самых неожиданных местах. Например, с вырезов под грудью, как в коллекциях Victoria Beckham, Khaite и Jacquemus. Кто знает — быть может, через пару сезонов они станут куда более скромными, закрытыми и объемными. Но одно ясно точно — из моды в обозримом будущем они не выйдут. Хотя бы просто потому что их нечем заменить.