Невероятная Довима: как простая продавщица сладостей стала самой популярной моделью 50-х и музой Ричарда Аведона
Кто из нас не любит истории Золушек — простых девушек, которые по воле случая превращаются в настоящих принцесс? Они случаются и в реальной жизни — вот только, в отличие от всем известной сказки, не всегда заканчиваются оптимистичным «долго и счастливо». История Довимы — как раз из таких. Сначала судьба превратила ее из простой продавщицы сладостей в самую популярную модель своего времени — а затем так же легко лишила и славы, и богатства, и успеха. Рассказываем удивительную историю «самой тонкой талии» модельного бизнеса 50-х, ставшей музой для всех легендарных фотографов того времени.
В жизни Дороти Вирджинии Маргарет Джуба ничего не предвещало блестящего будущего. Все детство она была прикована к постели — девочка страдала тяжелой формой ревматизма. Училась она на дому, единственным способом связи с внешним миром для нее был телефон, а единственным доступным развлечением — рисование. Оно и подарило ей псевдоним, под которым ее позже узнал весь мир. Все свои рисунки она подписывала комбинацией из первых двух букв каждого из своих имен: До-Ви-Ма.
В 18 лет девушка была уже полностью здорова. Не имея никакого мало-мальски приличного образования (над пробелами в нем впоследствии посмеивались ее коллеги и знакомые) она пошла работать продавщицей в магазин сладостей. Однако именно это неказистое место оказалось для Довимы счастливым: когда она выходила с работы, ее случайно заметил редактор модного журнала, офис которого находился поблизости. Уже на следующий день она позировала настоящей легенде фотографии — Ирвину Пенну. Довима и сама не заметила, как стала сниматься каждый день — а ее ставка весьма быстро поднялась с 17 долларов в час до 30 (для сравнения, самым популярным моделям тогда платили всего 25). Но и это был не предел: впоследствии цена за ее услуги выросла до 60 долларов в час — ровно по доллару в минуту. Таких денег до нее не получала ни одна другая девушка.
Судьбоносной для девушки стала встреча с Ричардом Аведоном. Для культового фотографа Довима стала больше, чем просто моделью — настоящей музой. Он был ее Пигмалионом, а она — его Галатеей. Он «лепил» из нее все, что хотел — а эта изящная женщина с осиной талией (всего 48 сантиметров в обхвате!), казалось, могла воплотить в жизнь любую его идею. Ради результата она была готова на все: могла работать сутки напролет, переодеваться в такси или телефонной будке, сама себе сделать макияж или сменить прическу подручными средствами буквально за несколько минут. Аведон снимал ее по всему миру — даже на фоне пирамид Гизы. В Египет фотограф и его верная муза отправились в компании легендарного редактора моды The Symbol Дианы Вриланд. Говорят, когда после этой поездки у нее спросили, понравилось ли ей в Африке, она ответила, что никогда не бывала там. Но за потрясающую работоспособность ей прощали все — даже такие огрехи в образовании.
Самой знаменитой работой Довимы и Аведона стал снимок «Довима и слоны», который впервые появился в сентябрьском номере The Symbol за 1955 год. На нем модель позировала в первом платье, созданном 19-летним Ивом Сен-Лораном для Дома Dior: черном, с прямоугольным вырезом и белоснежным поясом, завязанном на талии бантом. Фото было сделано в помещении Зимнего цирка в Париже: партнерами Довимы по съемочной площадке стали три огромных африканских слона. По ее собственному признанию, поначалу ей было страшно сниматься с дикими животными, но в конце ей показалось, что им даже удалось подружиться. Снимок стал культовым и вошел в историю как один из знаковых в истории модной фотографии — но вот сам фотограф не был от него в восторге. Впоследствии он признавался, что должен был взять на съемки вентилятор — тогда пояс на платье лег бы по-другому.
Пока ее карьера шла в гору, личная жизнь совсем не складывалась. Довима была замужем трижды — но счастливым был лишь ее последний брак. Первые два мужа забирали все деньги девушки и манипулировали ею — и в какой-то момент это, вкупе с ее наивностью и недостатком образования, привело ее к краху. Она стала постоянно повышать расценки на свою работу, скандалила со своими агентами — и заказов стало поступать все меньше. Карьеру Довима завершила всего в 35 лет — по ее словам, «не хотела дожидаться, когда камера станет к ней беспощадна». Одной из ее последних больших съемок стала обложка The Symbol за декабрь 1959-го: на ней модель в ярко-розовом платье взбирается по лестнице, держа в руках огромную букву «А». Очень символично: добравшись до самой вершины, самая популярная манекенщица эпохи решила добровольно отойти от дел. А всего через год наступит уже совсем другая эпоха: на смену утонченным 50-м придут энергичные 60-е с новыми героями — юными, по-детски трогательными девушками типажа Твигги.
Она пробовала себя и в кино (и даже снялась вместе с Одри Хепберн в «Забавной мордашке» — но лишь в эпизодической роли), и на телевидении, и в качестве модельного агента — но все эти затеи оказались провальными. Уставшая, разочарованная и без копейки в кармане, вчерашняя суперзвезда перебирается во Флориду и устраивается работать официанткой в местный ресторанчик. На его стене, по иронии судьбы, висит репродукция ее самой известной работы — «Довимы со слонами». И именно там, как ни странно, она находит свое счастье: Довима вышла замуж в третий раз за бармена из того же заведения. Они по-настоящему любят друг друга, но всего через 3 года его не станет. Убитая горем Довима переживет возлюбленного всего на несколько лет: она ушла из жизни от рака груди в 1990-м, в возрасте 63 лет. Управление своим имуществом она завещала своему первому модельному агенту — Эйлин Форд. Когда та открыла ее сейф, в нем оказалось всего-навсего 100 долларов.