Мортиша Аддамс и ее канонический готический образ
История семейки Аддамс пережила уже немало адаптаций — в виде комикса, мультфильма, сериала и полнометражного кино. Совсем скоро появится еще одна: Netflix готовят к выпуску шоу, которое будет посвящено дочери самой готичной семьи — Венсдей Аддамс. За дело взялся главный мастер мрачных сказок Тим Бертон, а роль матери семейства, Мортиши Аддамс, досталась Кэтрин Зете-Джонс. После этих новостей мы решили порассуждать о том, почему образ Мортиши, который появился еще в середине прошлого века, до сих пор не теряет актуальности — и даже продолжает вдохновлять не только режиссеров, но еще и модных дизайнеров.
Бледная фарфоровая кожа, прямые и длинные, как плети, волосы цвета вороньего крыла, непременные красные губы и ногти и, конечно же, облегающие черные макси-платья с глубоким V-бразным вырезом: образ Мортиши Аддамс — из тех, которые запоминаются с первых секунд, а потом безошибочно считываются любым человеком. Мать мрачноватого, но очаровательного семейства Аддамс появилась стараниями американского художника-карикатуриста Чарльза Аддамса еще в 1938-м. Тогда еще безымянная героиня впервые возникла в комиксе, напечатанном в одном из выпусков журнала The New Yorker. Чуть позже она обзавелась звучным именем (оно образовано от английского слова mortician — «гробовщик»), похожим на Франкенштейна дворецким Ларчем, а затем и семьей, которая постепенно превратилась в настоящий клан. Ее эпизодическое появление на страницах журнала стало таким ярким, что она стала постоянной героиней сначала комикса, а затем еще и телесериала и мультфильма.
Но самая известная инкарнация миссис Аддамс случилась в 1991-м — в исполнении Анджелики Хьюстон. Именно этот образ стал культовым — и не только благодаря актерской игре. Свою руку к этому приложила художник по костюмам Рут Майерс, которая не только одела всех многочисленных персонажей фильма, но и сделала целых 20 (!) платьев лично для Мортиши. Зачем так много? По ее задумке, Аддамсы — своего рода аристократы. Просто слегка эксцентричные. Поэтому мать их семейства должна иметь много нарядов, чтобы иметь возможность переодеваться несколько раз в день — к завтраку она выходила в более скромных версиях своих черных платьев, а уже к ужину выбирала обильно расшитые черным янтарем и винтажным кружевом. Все вещи героини, включая ювелирные украшения, обувь и корсеты, были сделаны специально для съемок, причем большая часть — полностью вручную (даже туфли, которых не видно из-под длинных юбок!). Почти все платья Мортиши были сшиты из винтажных тканей (как говорится, задолго до того, как это стало мейнстримом): кружева, жаккарда, сатина, бархата. По словам Майерс, таким образом она добивалась того, чтобы Аддамсы выглядели не современной, а скорее ретроградной семьей, будто они вышли прямиком из прошлого.
Самая впечатляющая часть образа Мортиши Аддамс — ее гипертрофированный силуэт «песочные часы» с округлыми бедрами и удивительно тонкой талией. Для создания такой формы Рут Майерс придумала целую сложную конструкцию вроде тех, что использовали женщины в 50-х, чтобы втиснуться в платья и костюмы в стиле New Look: талия Анджелики Хьюстон была затянута адски неудобным корсетом, а на ее бедрах были тяжелые накладки. В итоге актрисе было тяжело дышать и сидеть, а передвигаться она могла лишь медленно скользя по полу — зато был достигнут желаемый эффект: ее Мортиша выглядела не земной женщиной из плоти и крови, а таинственным, будто бестелесным существом, которое немного парит над землей. Как теперь вспоминает художник по костюмам, тот самый корсет (а заодно и черный парик) Хьюстон после съемок демонстративно сожгла.
Но все усилия окупились сполна: героиня стала своеобразной иконой стиля, чьи образы тысячи девушек копируют каждый Хэллоуин, а Рут Майерс за свою работу получила номинацию на «Оскар». Впрочем, черные приталенные платья с вышивками и кружевом вот уже 30 лет не дают покоя не только зрителям, но и дизайнерам. Во многих коллекциях можно увидеть вполне отчетливые отсылки к стилю персонажей фильма, включая, конечно же, Мортишу. Так, Рианна целиком посвятила семейке Аддамс свою осеннюю коллекцию 2016 года для Puma — и заявила, что именно так бы выглядели ее члены, если бы ходили в спортзал. Миучча Прада осенью 2019 года обратилась за вдохновением скорее к Венсдей Аддамс (иначе как объяснить легко узнаваемые косы у моделей?), но в ее прочтении она получилась повзрослевшей — и определенно позаимствовавшей пару вещей из гардероба своей матери. Ну а Джереми Скотт в прошлогодней круизной коллекции Moschino вообще воспроизвел образ миссис Аддамс практически дословно — вплоть до алой помады на губах дрэг-квин Violet Chachki, которая вышла в качестве модели на показе бренда. Ну чем не икона стиля, пусть и вымышленная? Не все же дизайнерам цитировать Одри Хепберн и Джеки Кеннеди.