Кто такая Мадлен Вионне: «архитектор моды», которая была против корсетов и придумала косой крой

Важное имя в истории моды
Антон Гулевский
Антон Гулевский
Фэшн-колумнист
Мадлен Вионне, 1930
Мадлен Вионне, 1930
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обычно не так-то просто установить, кто из дизайнеров первым использовал тот или иной прием, придумал новый силуэт или способ кроя. Тем не менее, любой, кто знаком с историей моды, без запинки ответит, что крой по косой изобрела Мадлен Вионне (хотя сама она скромно отмечала, что просто стала кроить целые платья способом, который раньше применяли лишь к отдельным его элементам). Впрочем, это не единственное, благодаря чему ее помнят до сих пор. Рассказываем все, что нужно знать о легенде французской моды.

Жизнь Мадлен Вионне чем-то похожа на судьбу другого легендарного дизайнера — Габриэль Шанель. Обе выросли в бедности, обе вынуждены были рано начать работать. В случае Вионне — с совсем детского возраста. Она попала в швейную мастерскую в качестве ученицы в 12 лет — и это стало поворотным моментом в ее биографии. С тех пор вся ее жизнь оказалась связана с портновским мастерством — и именно оно приведет ее к славе и мировой известности. Правда, до этого ей придется пройти через неудачный брак, неказистую работу швеей при лондонской больнице и сотрудничество с модными Домами Callot Soeurs и Doucet, полное конфликтов и противоречий. В этих двух марках ей не раз пришлось буквально биться, отстаивая собственные идеи, которые в то время многим казались радикальными. Тем не менее, именно этот этап в карьере помог Вионне сформироваться и как дизайнер, и как личность. Позже она вспоминала: «Благодаря примеру Callot Soeurs я стала выпускать "Роллс-Ройсы", а не "Форды"».

Вся ее жизнь оказалась связана с портновским мастерством — и именно оно приведет ее к славе и мировой известности

Рекламный плакат Vionnet, 1922
Иллюстрация платья Vionnet для журнала LA GAZETTE DU BON TON, 1924 год
THAYAHT
Иллюстрация платья Vionnet для журнала LA GAZETTE DU BON TON, 1924 год
THAYAHT
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И все же по-настоящему раскрыться ей удалось лишь в «сольном» творчестве. В 1912 году она открывает собственный Дом Vionnet — правда, всего через пару лет ей пришлось на время его закрыть из-за наступления Первой мировой. Этот период принес ей очередной переезд — на этот раз, в Рим. Там у нее было время усовершенствовать свое мастерство — и внимательно изучить античное искусство. Впоследствии именно оно станет для Вионне главным источником вдохновения, а ее легкие и изящные платья не раз сравнят с греческими хитонами и римскими тогами. Секрет этого сходства крылся в том, как виртуозно Вионне умела драпировать ткань. А это, в свою очередь, удавалось ей благодаря двум вещам: знаниям свойств ткани и ее знаменитому крою по косой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До Мадлен Вионне по косой кроили лишь отдельные элементы отделки вещей. Она же первой решила попробовать применить этот метод к целому изделию. И оказалось, что это делает ткань мягкой, податливой и подвижной — такой, чтобы она буквально струилась по телу. Драпировки теперь ложились буквально сами собой — и даже обильная вышивка бисером и стеклярусом, которую так любила дизайнер, не утяжеляла ее. Зная об этом, Вионне никогда не пыталась придать ткани какую-то конкретную форму — лишь следовала за тем, как она сама себя ведет. Поэтому в работе ее часто сравнивали со скульптором или архитектором. Она не любила делать выкройки и эскизы — вместо этого «строила» макеты сначала на миниатюрных куклах, а потом — на живых заказчицах. Из-за этого платья Vionnet зачастую невозможно было повторить дважды — но, в то же время, именно это и делало их уникальными. К тому же они давали женщинам новое ощущение свободы, обрисовывая силуэт так, чтобы при этом не требовался ни неудобный корсет, ни даже бюстгальтер — революционный по тем временам подход.

До Мадлен Вионне по косой кроили лишь отдельные элементы отделки вещей. Она же первой решила попробовать применить этот метод к целому изделию

Вечерние платья Мадлен Вионне для журнала Vogue, 1930 год
Вечерние платья Мадлен Вионне для журнала Vogue, 1930 год
Edward Steichen/Victoria and Albert Museum, London
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, новатором Вионне была не только в дизайне, но и в части профессиональной этики. Одной из первых среди кутюрье она стала бороться за трудовые права своих сотрудников — и предоставила им медицинскую страховку, организовала медицинский кабинет и столовую, дала право на декретный отпуск и устраивала их детей в детские сады. Одной из первых она подняла и вопрос об авторских правах. Впрочем, с подделками ее платья боролись даже эффективнее ее самой: подделать их было так сложно, что дешевле зачастую было закупить оригинальные вещи Vionnet для продажи.

Платье Vionnet, 1974 год
Платье Vionnet, 1974 год
Irving Penn

Закончилась модная эпоха Мадлен Вионне с началом Второй мировой. На тот момент она уже была признанным классиком моды, но конкурировать с более молодыми коллегами (особенно в условиях войны и кризиса) уже не могла. В 1940-м закрылся Дом Vionnet — а его легендарная основательница скромно прожила еще 30 лет. Зато ее идеи живы до сих пор — своими «учениками» Вионне называли Рой Холстон, Иссей Мияке и Джон Гальяно. Сам же Дом Vionnet неоднократно с разным успехом пытались возродить, пока окончательно не ликвидировали в 2018 году из-за финансовых проблем.