Как брюки из символа женской эмансипации превратились в базовую вещь

Предмет, который долгое время был нам недоступен
Редакция сайта
Редакция сайта
Шарлотта Рэмплинг в смокинге Yves Saint Laurent, 1974 год
Шарлотта Рэмплинг в смокинге Yves Saint Laurent, 1974 год
Alain Dejean
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас брюки на женщине никого не удивят — они давно стали базой гардероба любой современной женщины. Классические, «сигареты», клеш, свободные, на низкой посадке или «в пол» — сегодня у нас есть огромный выбор моделей. И за это стоит поблагодарить модные Дома, которые каждый сезон продолжают переосмысливать разные фасоны. Мы носим их практически каждый день, потому что они стильные, функциональные и попросту удобные. Но знаете ли вы, что так было не всегда? В нашем материале рассказываем, как этот предмет из символа борьбы за женскую независимость превратился в обыденность.

С чего все началось

Женщина из Иерусалима. Гравюра на меди по рисунку Грассе де Сен-Совера, ок. 1805 года
Legion-Media
Современная интерпретация шаровар в коллекции Alaïa весна-лето 2025
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На протяжении многих веков брюки оставались частью мужского костюма, но неверно считать, что женщины всех народов носили исключительно юбки или платья. Представительницы кочевых племен, а также жительницы Востока, часто предпочитали шаровары, что неизменно вызывало изумление у европейцев. Например, британская писательница Леди Мэри Монтегю, путешествовавшая по Османской империи вместе со своим супругом дипломатом, в своих путевых записках отмечала, что местные женщины выглядят значительно свободнее европеек. Вернувшись в родной Лондон, Леди Монтегю привезла несколько пар шаровар и раздала их своим подругам в качестве диковинного сувенира. Конечно, на тот момент этот элемент еще не стал повсеместным трендом. Тем не менее этот факт свидетельствует о том, что женщины заимствовали брюки вовсе не из мужского гардероба, а из восточного наряда. (Кстати, в этом сезоне такой крой в тренде, а найти его можно у бренда Alaïa).

женщины заимствовали брюки вовсе не из мужского гардероба, а из восточного наряда.

Маскулинные опции в Западном мире долгое время были под запретом. Как появилась эта выраженная гендерная маркировка? Это связано с давней английской традицией, согласно которой всех маленьких детей одевали в одно и то же. Мальчики и девочки носили платья и имели длинные волосы, так им создавали абсолютно гендерно-нейтральный образ. Зачем? Не поверите, но причина была довольно практичной — до определенного момента так было просто удобнее. Штаны или бриджи мальчики начинали носить лишь к семи годам, и это считалось важным событием в семье. Оно было самым настоящим символом обретения мужских качеств. Более того, этот переход был закреплен юридически: существовали законы, запрещающие появляться в общественных местах в одежде, не соответствующей вашему полу. Причем действовали они не только в XIX, но и в XX веке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Путь к свободе

Костюм Блумер, иллюстрация 50-е г. XIX в.
Костюм Блумер, иллюстрация 50-е г. XIX в.
Legion-Media

Конечно, многие женщины носили костюмы: так было проще путешествовать или даже работать (все-таки мужчинам платили больше). Но это не были именно женские вещи: женщины просто переодевались в мужчин исключительно для своего комфорта. Тогда это еще не было актом протеста, и не создавало изменений в повседневной моде. И только в 1851 году Элизабет Смит Миллер изобрела одну из первых версий женского брючного дуэта, известную как «блумерсы». Они представляли собой сочетание юбки длиной до колен, свободных брюк и короткого жакета. Этот тандем был легким и удобным, и позволял избавиться от тяжелых нижних юбок и кринолина. Идея нашла поддержку у известной в те времена фигуры — активистки женского движения Амелии Блумер. В ее честь и были названы эти брюки. Однако, несмотря на популярность среди некоторых слоев общества, «блумерсы» вызывали многочисленные споры. Их повседневное использование вскоре сократилось, и женские брюки вновь стали ассоциироваться с определенными занятиями, такими как спорт или домашние дела.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда брюки стали нормой

Марлен Дитрих, 1935 год
Марлен Дитрих, 1935 год
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На рубеже XIX и XX веков границы между «мужской» и «женской» одеждой начали размываться. Однако, несмотря на эти перемены, законодательные ограничения на ношение брюк женщинами в определенных местах и ситуациях еще долго оставались в силе. Тут нельзя не вспомнить Марлен Дитрих — она одна из первых примерила мужской костюм-тройку. И смело носила его не только на экране, но и в жизни. И за это в 30-х годах в Париже ее едва не арестовали. Когда Дитрих появилась в центре города в элегантном луке и шляпе, полицейские пригрозили ей арестом за нарушение этого постановления. Однако дело не дошло до задержания — актрисе, обладавшей мощной харизмой и влиянием, удалось избежать серьезных последствий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этот период в мире моды заявила о себе легендарная Коко Шанель. Она стала создавать коллекции спортивных вещей, ключевым элементом которых были, конечно же, брюки. Во второй половине 1920-х годов, благодаря смелым решениям Шанель, в женском гардеробе появились не только брюки, но и пиджаки. Со временем брюки перестали ассоциироваться исключительно со спортивными образами и заняли прочное место в повседневной моде. Кстати, именно она подарила нам брюки-клеш, идею которых заимствовала у моряков.

Габриэль Шанель в саду своей виллы La Pausa, 1938 год
Габриэль Шанель в саду своей виллы La Pausa, 1938 год
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на значительное сопротивление, запреты и сомнения — изменения были неизбежны. Во время Второй мировой войны брюки стали практичной необходимостью. А после войны эта модель в женских капсулах стала чем-то приемлемым (хотя на модной арене по-прежнему преобладали юбки и платья). Феминистское движение за равноправие сыграло ключевую роль в утверждении права на выбор одежды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Смокинг для нее

В своей кутюрной коллекции осень-зима 1966 года Ив Сен-Лоран представил свою самую культовую вещь: смокинг
Musée Yves Saint Laurent Paris / Gérard Pataa - DR
Эскиз первого женского смокинга Yves Saint Laurent, 1996 год
Эскиз женского смокинга Yves Saint Laurent для кутюрной коллекции осень-зима 1999 год
Musée Yves Saint Laurent Paris
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модельер Ив Сен-Лоран также сыграл в популяризации брюк среди женщин не последнюю роль: в 1966 году дизайнер выпустил первый женский смокинг (Le Smoking). Это была сенсация. И вдохновила его, конечно же, Марлен Дитрих. Увидев ее фотографии, модельер был поражен. «Смокинг, блейзер или офицерская форма — женщина, одетая как мужчина, должна быть в высшей степени женственной, чтобы сразиться с костюмом, который не принадлежит ей», — сказал тогда Сен-Лоран. И он был абсолютно прав.

Брюки в современном женском гардеробе

Гвинет Пэлтроу в костюме Versace на MTV Video Music Awards, 1996 год
Гвинет Пэлтроу в костюме Versace на MTV Video Music Awards, 1996 год
Evan Agostini/Liaison/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня восприятие моды продолжает меняться. Гендерно-нейтральные аутфиты все чаще встречаются как в повседневной жизни, так и на подиуме. А брюки уже давно перестали быть символом протеста, а стали частью нашей повседневности и возможности для самовыражения. Они универсальны, их можно носить с чем угодно, и они подойдут для любого случая. Это неоспоримый факт. И для любого вечернего выхода брючный костюм, смокинг или даже комбинезон станет идеальным решением. Красиво, элегантно и не так избито. И даже на красных дорожках крупных фестивалей и кинопремиях, которые всегда славились своим консервативным дресс-кодом, мы с каждым годом все чаще видим звезд в брюках вместо платьев.