Взлет и падение Кристофера Кейна: что привело к закрытию бренда Christopher Kane
Вчерашняя новость о закрытии бренда Christopher Kane из-за накопившихся долгов и опасности банкротства едва ли кого-то удивила. Тревожные звонки начали поступать еще 5 лет назад: отказ конгломерата Kering от ранее купленного 51% акций марки, закрытие флагманского бутика в Лондоне и постепенное смещение фокуса на младшую линейку секс-позитивного мерча More Joy намекали на серьезные проблемы внутри компании. Тем не менее, никто толком не понимает, чем была вызвана эта череда неудач некогда самого яркого британского дизайнера, в любви которому неоднократно признавались Алекса Чанг и Донателла Версаче. Попробуем в этом разобраться.
Кейн запустил свой именной бренд в 2006-м — всего через полгода после окончания легендарного колледжа Central Saint Martins. Успех марки, казалось, был предопределен. Выпускная коллекция молодого дизайнера получила несколько престижных наград, попала на витрину культового лондонского универмага Harrod's и привлекла внимание Донателлы Версаче, которая тут же наняла Кристофера консультантом кутюрной линейки Atelier Versace. Перед дебютным показом на Неделе моды в Лондоне она прислала ему 32 пары обуви для моделей и огромный букет цветов. Позже в одном из интервью она назовет Кейна своим любимым дизайнером и даже сравнит его с покойным братом Джанни. В том же году Кристофер выпустит первую коллаборацию с Topshop, а всего через год оденет Кайли Миноуг и начнет сотрудничество с Manolo Blanhik. Казалось, он вытащил счастливый билет, а большая успешная карьера — лишь вопрос времени.
Кейн очень точно уловил дух конца нулевых и начала 2010-х: соблазнительные мини-платья из его первых коллекций стали своего рода униформой молодых и прогрессивных лондонских модниц. Например, Алексы Чанг, которая носила Christopher Kane с первых коллекций. Поддержали дебютанта и медиа: первое появление дизайнера в британском Vogue случилось сразу после выпуска первой коллекции. Каждая последующая коллекция становилась все сложнее с технической точки зрения. Кейн использовал все более замысловатый декор и усложнял крой вещей, оставаясь при этом верным изначально заданному направлению и уже ставшим знаковыми силуэтам. В коллекции весна-лето 2009 появляется первый настоящий коммерческий хит Кейна — мини-платье с гориллой. Спрос на него оказывается таким высоким, что в том же сезоне дизайнер запускает целую линейку футболок с «обезьяньими» принтами. В хрониках стритстайла они мелькали едва ли не чаще, чем сумки Chanel и платформы Miu Miu. Весенне-летняя коллекция Christopher Kane буквально улетает с прилавков: онлайн-ритейлер Net-a-Porter распродает ее целиком всего за сутки.
Параллельно дизайнер начинает работать над Versus — младшей линейкой Versace. В индустрии поговаривают, что Донателла Версаче готовит его к себе в преемники, а эта работа — своего рода репетиция перед большим назначением в Versace. Вот тут-то и случается первая осечка. Примерно с 2009-го Кейну постоянно прочили скорое назначение в каком-нибудь большом бренде — но ни один подобный слух в итоге не подтвердился. Дизайнеров его поколения постепенно разбирали гиганты люкса, а сам Кристофер так и не получил предложения, на которое захотел бы откликнуться. Поговаривают, что это сильно подкосило его самооценку. Впрочем, со стороны этого не было заметно. Все это время он продолжал работать над собственным брендом, коллекции получали позитивные ревью критиков и демонстрировали стабильно хорошие продажи. В 2012-м дизайнер расстается с Versus, чтобы сосредоточиться на собственной марке. Год спустя на нее обращает внимание холдинг Kering — и сразу выкупает 51% акций компании. Кейн фактически встает в один ряд с Александром Маккуином и Стеллой Маккартни, проделавшими тот же путь. Спустя некоторое время открывается первый бутик Christopher Kane в Лондоне.
В ретроспективе понятно, что это была кульминация. Пиковая точка, после которой дела у самого яркого британского дизайнера начала 2010-х пошли на спад. Планы по открытию сети бутиков так и остаются планами: лондонский магазин был первым и последним — да и он закроется через несколько лет. Кейн остается любимцем критиков, но продажи начинают буксовать: его бренду так и не удалось преодолеть отметку в $12 млн. Kering остепенно теряют интерес к своему последнему приобретению, переключаясь на другие задачи. В 2018-м они передают свои акции обратно Кейну и его сестре Тэмми. Сам дизайнер тоже будто дистанцируется от своего детища. В том же году он запускает капсульную коллекцию секс-позитивного мерча More Joy, которая постепенно вырастает в отдельную линейку. Оказывается, что футболки с принтами и ароматические свечи продаются даже лучше сложносочиненных платьев — и требуют гораздо меньше вложений. С этого момента работа над основной линией будто перестает быть для нашего героя приоритетной. Он берет постоянные творческие перерывы, а в период локдауна и вовсе отказывается от создания полноценной коллекции: вместо нее выходит маленькая капсула расписанных вручную вещей, созданных в единственном экземпляре. Уже тогда становится понятно, что долго так продолжаться не может.
И вот, три года спустя оказывается, что бренд за это время успел обрасти долгами и находится на грани банкротства. Символично, что новость об этом вышла в тот же день, когда все медиа были заняты публикацией обзоров дебютной коллекции Фаррелла Уильямса для Louis Vuitton. Вывод из этого можно сделать лишь один: сегодня моде нужны не дизайнеры, а шоумены и инфлюенсеры. К сожалению, продавать можно что угодно, если за этим стоит достаточно громкое имя. Время дизайнеров в классическом смысле этого слова прошло — и Кристофер Кейн, как один из ярких представителей этого вымирающего вида, решил отойти от дел. Во всяком случае, до тех пор, пока парадигма в очередной раз не сменится.