Васса — о том, как одеть Иванку Трамп, и о 20-летнем юбилее VASSA&Co.
Бренд VASSA&Co. в этом году отмечает юбилей — детищу дизайнера Вассы исполняется 20 лет. Срок солидный — российских брендов того же возраста, переживших со страной все кризисы, мы знаем немного. Тем более — успешных, известных и в России, и за рубежом. VASSA&Co. в таком случае кажется единственным в своем роде. Как это получилось, мы решили спросить у самой соосновательницы марки — Вассы.
20 лет в моде, тем более российской — очень большой срок. Многие авторские бренды, даже казавшиеся успешными, успели разориться и закрыться. А вы здесь — и успешны. В чем ваша сила?
В чем сила... брат? Наша сила в том, что мы всегда шли против течения, ломали стереотипы, создавали свой мир и свои правила. Когда в начале нулевых в стране царили роскошь, китч и олигархический гламур, мы смотрели в будущее. И не изменяли эстетике минимализма. Для тусовки мы были аутсайдерами — не использовали для пиара поп-звёзд, а концентрировались на совершенствовании своего продукта, его качестве ,отражая эстетику бренда в мощных имиджах фотографий своих рекламных кампаний. У нас всегда были глобальные планы — стать международным брендом, конкурировать с модными домами именно такого масштаба и размаха. Поэтому в течение 20 лет мы создавали коллекции pret-a-porte на мировом уровне, заявляли о себе на подиумах Лондона и Нью-Йорка. Наш успех — в сочетании творчества и бизнеса, профессионализме и опыте партнеров. В грамотной стратегии.
Это может прозвучать громко, но мы всегда чувствовали за собой миссию — создать основу для российской фэшн-индустрии, сохранить традиции лучших специалистов отрасли. Почти все главные легкопромышленные предприятия СССР были разрушены. Мы собрали и сохранили лучших специалистов, профессионалов отрасли, чтобы они могли передать свои знания и опыт новому поколению.
Мотивацией нашей была не прибыль, а создание продукта, который бы передавал сильные эмоции покупателю — я интуитивно понимаю, что основным законом бизнеса является обмен энергией. Стиль VASSA всегда был четко узнаваемым — мы не копировали, а подчиняли тренды. Мы всегда держали удар и пережили не один кризис, потому что верили в себя, свою команду и силы.
Принципы «бирюзовой» компании были заложены с самого начала. Наша команда строится на свободе и доверии: у нас нет строгой иерархии, у каждого есть возможность раскрыть себя в творчестве.
Когда вы только запускали бренд, в России в принципе не существовало модной индустрии. Не было конкуренции — но не было и понятной инфраструктуры. Каково это было — начинать фэшн-бизнес в таких условиях?
Да, 20 лет назад в России не было фэшн-индустрии. Как, впрочем, и сейчас. Но конкуренция была всегда: практически все мировые бренды уже присутствовали на рынке. Нам пришлось создавать эту структуру. Самим строить и дизайн-студию на базе экспериментального цеха, и собственное производство, и розничную торговлю, и сеть магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах страны, объединенных общей стилистикой в имидже и рекламе.
Почему вы все-таки, успешно работая на тот момент в Нью-Йорке, решили запускать собственный проект в непредсказуемой тогда Москве?
Когда в 2000 году я работала в Нью-Йорке на известную компанию, у меня была собственная линия VASSA. И показывала ее я там же. В Москве я впервые представила ее на российской неделе моды. И почувствовала большой интерес к нашему стилю — он был не похож ни на что, к чему здесь привыкли. Интуитивно я понимала огромный потенциал российского рынка. И встретила здесь партнеров, которые поддержали моё видение концепции бренда VASSA&Co., стали единомышленниками и создали все условия для успешной работы команды. На протяжении 20 лет мы вместе работали и развивали наш бренд.. В Нью-Йорке с инвестором у меня не сложилось отношений, и это был вызов — однажды вернуться туда с брендом. Все вышло — сейчас у нас там шоурум, нашу одежду можно найти в американских мультибрендах. А Иванка Трамп, дочь президента, не раз надевала вещи VASSA&Co. в Белом доме.
Если бы открывать бренд вы решили не тогда, а сейчас, то поехали бы делать это в Москву? Или она изменилась за это время, и вы бы уже не стали рисковать?
Москва изменилась, но риски для стартапа те же — жёсткая конкуренция и высокие кредитные ставки были и остаются. Мы запускали бренд в нулевых во время глубокого кризиса. У людей в стране не было средств. Как и сейчас в 2020-м, во время пандемии — снова глубокий кризис, и у населения опять нет денег.
Опишите ДНК VASSA&Co. в трех словах.
Опишу в четырех принципах. Осознанный минимализм, вневременная эстетика, высокое качество тканей и исполнение, разумная ценовая политика.
Как развивался стиль вашего бренда? С чего вы начинали — и к чему пришли?
Нас всегда отличало чувство меры. В эпоху буйной эклектики и треш-компиляций мы придерживались строгих линий и четких силуэтов, отсекая все лишние детали. У нас всегда в приоритете было высокое качество тканей. Мы и сейчас продолжаем использовать эксклюзивные ткани от лучших производителей Италии, Франции и Португалии. Наш стиль — продолжение традиций эстетики русского конструктивизма.
Как изменились вкусы людей за это время, на ваш взгляд? И в России, и в мире. Может, что-то безнадежно вышло из моды. Или стиль жизни так изменился, что какие-то вещи ему теперь категорически не соответствуют.
Мир кардинально изменился: изменились образ и ритм жизни, изменилось наше сознание. Многие бренды ушли с рынка, многие объявили, что больше не верят в гламур и вдруг стали фанатами разумного потребления. Для меня осознанность и гламур — исключающие друг друга понятия. Мы готовы трансформироваться и отвечать потребностям нового времени. На смену fast fashion пришла концепция slow fashion и вместе с ней — минималистичного функционального гардероба. Поэтому мы запустили новую линию VASSA&Co. Pincode — код свободы, комфорта, осознанного потребления. Это базовые вещи по доступным ценам, выполненные в натуральной цветовой гамме, легко сочетающиеся друг с другом. Акцент сделан на трикотаж и верхнюю одежду: пальто, пуховики, куртки. Материалам и их экологичности мы уделяем особое внимание. Например, отказались от модала в пользу натурального хлопка, понимая, что модифицированный хлопок загрязняет окружающую среду.
Многие люди здесь же, в России, к работам российских дизайнеров относились скептически — слишком дорого для «местных», не так «круто», как у западных марок... В общем, не доверяли им. Чувствовали ли вы когда-нибудь к себе такое отношение со стороны публики? И ушло ли это недоверие сейчас — не от вас, а в принципе к российскому фэшн-продукту?
К сожалению, скептицизм есть. Мода в России была и остаётся не серьезной индустрией, а частью шоу-бизнеса. У нас легкая промышленность государством, по понятным причинам, никогда не рассматривалась как стратегическая индустрия — как, например, в Италии и Франции. Но такого скепсиса именно к VASSA&Co. не было. Он настолько был крут для того времени и не похож на другие, что многие изначально решили, что это нью-йоркский бренд.
Расскажите о своей осенне-зимней коллекции. Какие идеи легли в ее основу?
Наша осеннее-зимняя коллекция появилась в магазинах вовремя, несмотря на пандемию. В новом сезоне у нас много ярких, насыщенных оттенков, главные — сочная фуксия и красно-оранжевый, несущий заряд энергии и оптимизма нашим покупателям. В коллекции также много оригинальных деталей-трансформеров, актуальные силуэты — умеренный oversize, расширенная линия плеч — и новая концептуальная графика — из слоганов, логотипов и геопозиционных кодов.
История с коронавирусом повлияла на весь мир. И, как мы видим по неделям моды, на дизайнеров — в том числе. Как прошла ваша самоизоляция? Как она на вас повлияла?
Во время пандемии у меня было время проанализировать и переосмыслить опыт, на котором в течение двадцати лет строился наш бренд VASSA&Co. В кардинально изменившемся мире наша философия — осознанный минимализм, вневременная эстетика, долговечность, разумная ценовая политика — становится общим трендом. Очень важно, что в нашей команде не произошло эмоционального выгорания. Мы сохранили запас психологической устойчивости и гибкость к переменам, потому что были честными сами с собой, всегда верили в наш продукт и создавали его с любовью.
Во времена перемен мы готовы трансформироваться и развиваться вместе с вами.