Создательница тех самых балеток Chanel из кабачков, художница Екатерина Шукшина — о том, как объединить моду и овощи
Вы наверняка уже не раз видели зеленые «балетки» с логотипом Chanel, вырезанные из кабачка: они быстро стали вирусными и облетели весь инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Но не все знают, что за снимком стоит молодая российская художница. Екатерина Шукшина живет в Краснодаре и создает одежду, обувь и аксессуары из растений: овощей, фруктов, тростника, цветов и листьев. Кажется, для нее нет ничего невозможного. Целая шуба из ковыля? Пожалуйста. Сумочка из винограда? Конечно. Мини-платье из кленовых крылаток? Почему бы и нет! Редактор моды thesymbol.ru Антон Гулевский поговорил с Екатериной о том, за что она любит растительные материалы, как решилась сменить работу в деревенской школе на творчество и почему спонтанные идеи — всегда самые лучшие. А еще — попросил ее создать свои версии вещей из последней коллекции Bottega Veneta специально для нашего сайта.
Как вы начали создавать свои работы?
Я начала создавать свои работы из большой любви к тому месту, где я родилась и выросла — небольшой деревне на Южном Урале. Поэтому и мое детство было типично деревенским, близким к окружающей природе: мы ездили купаться на речку, ходили в лес за грибами и ягодами, принимали участие в сенокосе, ходили в табун за коровами. Моя мама, учитель по профессии, организовывала для нас походы в лес, где мы устраивали пикники, играли, пили чистую воду из родника. Я пошла по стопам мамы и тоже стала педагогом. Вопреки своим ожиданиям, ведь еще на последнем курсе университета зареклась, что не буду работать по специальности, тем более — в деревне. Но всё произошло именно так, как я не планировала. Моя работа в деревенской школе растянулась на 7 лет. Уже тогда, в свободное от работы время я экспериментировала с созданием аксессуаров из природных объектов. Но только после недавнего увольнения я начала уделять творчеству больше времени и внимания, стала внедрять растительные материалы в гардероб. Так появились юбка из ковыля, платье из кленовых крылаток, кепка из васильков и прочее.
Вашей первой «вирусной» работой стали «балетки» Chanel, вырезанные из кабачка. Расскажете о них подробнее?
Моя работа всегда строится на некоем контакте с природным объектом. Это всегда спонтанно: я смотрю на вещь — и обычно сразу же понимаю, что из нее можно сделать. Эти «балетки» появились в самый разгар сезона кабачков. Они так часто попадались мне на глаза, что прочно засели у меня в голове. Сама собой родилась идея сделать из этого овоща обувь: я приложила его к ноге — и он идеально подошел по размеру. Я подумала, что просто вырезать из него что-то будет скучно — и решилась на дерзость: добавила логотип Chanel. Пожалуй, самый узнаваемый в мире. Когда я делала эту работу, я уже интуитивно чувствовала, что она «выстрелит». Я всегда отмечаю в постах с моими работами тематические паблики, которые часто репостят молодых креаторов. Пару недель на эти снимки никто не обращал внимание, а когда я уже перестала следить за статистикой — увидела репост в корейском аккаунте @atocmagazine. Оттуда фото с моей работой уже разлетелись по инстаграму (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации).
Часто ли вы ищете вдохновение в дизайнерских вещах?
Можно сказать, что я вообще его в них не ищу. Обычно я все-таки отталкиваюсь от формы и текстуры природного объекта, который беру за основу. И уже после этого могу обратиться к каким-то сторонним источникам за образами и ассоциациями. Пока у меня ни разу не возникало желания повторить какую-то конкретную вещь или образ с модного показа. Мой главный источник вдохновения и отправная точка — все-таки природа.
Интересна ли вам мода в целом, как явление?
Я выросла в деревне — а жизнь там бесконечно далека от моды. Но творческая часть индустрии меня всегда привлекала. Например, стайлинг одежды: еще в детстве мы с сестрами часами пропадали у маминого шкафа, выбирая оттуда вещи и придумывая новые сочетания с ними. Но в последнее время я стала внимательнее следить за модой, поняла, что стоит глубже в ней разобраться, особенно после того, как представители индустрии начали проявлять интерес к моим работам. В этом сезоне даже следила за некоторыми показами Недель моды, хотя раньше мне это вообще не было интересно.
Что из последних коллекций вам понравилось?
В основном это какие-то отдельные вещи. Меня поразили туфли Loewe с каблуками в форме разбитых куриных яиц, бутонов роз и свечей. Еще меня очень вдохновила коллекция Balmain: показ получился очень зрелищным. Некоторые образы Givenchy тоже меня заинтересовали — захотелось рассмотреть их поближе.
Почему вы предпочитаете растительные материалы?
Все просто: когда я жила в деревне, они окружали меня буквально повсюду (разнообразие урожая в огороде, буйство цветов в саду, живописная местность перед домом). А еще мне нравятся текстура, форма и цвет этих материалов. И их непредсказуемость: никогда не знаешь, как растения поведут себя в процессе работы. Вот, например, тростник: после того, как ты его срываешь, он становится более пушистым. Когда я делала из него «шубу», мне это было на руку: постепенно он становился все более похожим на мех. С ковылем другая история. Если потратить на работу с ним много времени, то материал становится жестким, щетинистым, как солома, и ни о какой эстетике речи идти не может. И это всегда интересный творческий вызов — работать в условиях вот такой непредсказуемости, когда ты в общем-то не можешь до конца контролировать процесс.
Вы подолгу вынашиваете свои идеи — или же они приходят спонтанно?
Абсолютно спонтанно. Обычно если я долго вынашиваю какую-то идею, из нее ничего не выходит. Мне важен контакт с предметом: если он не возникает сразу же — значит, уже и не появится, или появится гораздо позже. Мне, например, визуально очень нравятся камыши. Я собрала целый мешок этих растений — и долго мучилась с тем, что из них можно сделать. Но предполагаемая задумка не сложилась — так что пока я отложила эту мысль. Может, еще вернусь к ней в будущем.
У вас есть любимые материалы?
Здесь у меня нет фаворитов. Мне одинаково нравится работать и с овощами, и с фруктами, и с листьями, и с цветами. Мне интересен весь спектр растительных объектов — тем более что я могу спонтанно увидеть что-то интересное, о чем раньше даже никогда не задумывалась.
Сколько времени у вас уходит на одну работу?
По-разному. Иногда это всего несколько часов, иногда — день, а то и два. Но не больше: растительные материалы ведь вообще не предполагают, что ты будешь долго с ними работать. Они быстро приходят в негодность, портятся. Цветы могут завять, листья — высохнуть, овощи — потерять форму. Зато это очень мотивирует быстрее генерировать идеи и реализовывать их.
Модные бренды часто сотрудничают с молодыми художниками. С какой маркой вы бы хотели поработать?
Мне кажется, было бы очень символично, если бы мне удалось поработать с брендами, которые я «цитировала» в своих работах: Chanel, Balenciaga, Fendi, Gucci. Но я открыта для любого взаимодействия и вряд ли откажусь от сотрудничества с кем-либо. Для меня это новый опыт, я делаю лишь первые шаги на своем творческом пути. Поэтому в планах продолжать двигаться дальше в данном направлении, творить и наблюдать за тем, куда меня это может привести.