Символизм и стереотипы: о чем могут рассказать образы известных политиков

Больше, чем одежда
Камала Харрис и Джо Байден
Камала Харрис и Джо Байден
@kamalaharris
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После победы на президентских выборах в США Джо Байдена все обсуждали не только грядущую смену политического курса страны, но и внешний вид нового вице-президента Камалы Харрис. Деталь, которая привлекла больше всего внимания — ее любимые кеды Converse Chuck Taylor. Именно их она чаще всего носила во время предвыборной кампании — да и просто каждый день. Казалось бы, почему такая влиятельная женщина (до карьеры в политике Харрис успела поработать генеральным прокурором Калифорнии) выбирает столь простую, доступную и базовую обувь? На самом деле, в этом нет ни капли случайности. По словам избранного вице-президента США, она считает, что своя пара «конверсов» когда-то была у каждого американца. А значит, они очень резонируют с самоощущением ее избирателей — и это лишний плюс к ее имиджу. И действительно: такой демократичный выбор обуви как бы делает ее ближе ко всем простым американцам, а удивительное постоянство в предпочтениях — сигнализирует о надежности.

Выходит, что даже простые кеды могут на поверку оказаться вполне себе политическим жестом. Давайте начистоту: политики думают о своем внешнем виде гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Так или иначе, они — публичные фигуры. Даже если вопросы моды и стиля не сильно их заботят, они прекрасно осознают, что им предстоит появляться перед камерами, прямо скажем, довольно часто. А значит, выглядеть нужно правильно. И правильно — вовсе не значит роскошно и лощено. В первую очередь, одежда в их случае должна нести правильный посыл и производить нужное впечатление на избирателей. Взять хотя бы Дональда Трампа. Кто не иронизировал над его плохо сидящими костюмами, огромными огненно-красными галстуками, оранжевым автозагаром и довольно своеобразной прической? Но теперь вспомните, какую линию он гнет. Трамп активно педалирует консерватизм, традиционные ценности и конвенциональную маскулинность, если не сказать мачизм (одни его высказывания о женщинах чего стоят). В этой парадигме забота о внешнем виде — исключительно женская прерогатива. Помните анекдотичное «папа работает, мама красивая»? А теперь взгляните на бывшего президента США и его супругу Меланию. Все сходится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дональд и Мелания Трамп
Дональд и Мелания Трамп

Будет ли вызывать доверие избирателей человек, чей внешний вид явно идет вразрез с его политической позицией? Вряд ли. Поэтому любой политический деятель внимательно следит за своими образами. Для мужчин-политиков самый говорящий предмет одежды — галстук. Его размер, цвет или даже вообще его отсутствие несут определенный скрытый посыл, который мы невольно считываем (даже если не задумываемся об этом). Так, все тот же Дональд Трамп в основном выбирает широкие красные варианты. А красный, как известно, помимо остальных своих значений — еще и цвет власти. Ну и совсем уж буквально — это негласный символ республиканской партии. Надо ли уточнять, каких политических взглядов придерживается бывший американский лидер? И удивит ли вас, что его оппонент Джо Байден неизменно выбирает аксессуары во всех оттенках синего — цвета демократов?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дональд Трамп
Дональд Трамп
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Значение могут иметь даже самые мелкие детали. Орудием в политической борьбе может оказаться даже... футляр губной помады. Разумеется, если она правильного оттенка. Конгрессвуман Александрия Окасио-Кортес на заседания палаты представителей ходит с «фирменными» красными губами. Для нее это и своего рода боевой раскрас (а как без него бороться с патриархатом?), и акт любви к себе самой. А еще — возможность бороться со стереотипами о том, что увлечение модой и красотой свойственно лишь поверхностным людям. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», — тут же вспоминаются строчки из классики. Любимый аксессуар Окасио-Кортес тоже несет определенный посыл. Одна из самых популярных политиков Америки (8,5 миллионов подписчиков в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) — это вам не шутки) не раз признавалась в любви к «Birkin для миллениалов» — тоуту Telfar. Почему? Во-первых, стоит эта сумка не тысячи долларов — а всего 240 в самой большой версии. Что заранее снимает обвинения в расточительстве. Во-вторых, придумал и выпустил ее Тельфар Клеменс — темнокожий дизайнер из Нью-Йорка, сын иммигрантов из Либерии. Согласитесь, похоже на историю самой Окасио-Кортес, которая родилась в пуэрториканской семье и подрабатывала во время учебы официанткой и барменшей. И очень созвучно либеральным идеям, которые она сама и продвигает в массы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Александрия Окасио-Кортес с сумкой Telfar
Александрия Окасио-Кортес с сумкой Telfar
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одежда — один из самых простых, понятных и древнейших способов невербальной коммуникации. Иными словами, перефразируя Еврипида: скажи мне, что ты носишь — и я скажу, кто ты. Любая деталь в образе может выдать о вас больше, чем вы того хотите — а может, напротив, правильно работать на вашу репутацию. И этим активно пользуются политики (во всяком случае, самые дальновидные из них). У многих даже есть персональные стилисты, хоть они никогда в этом и не признаются. Их цели и инструментарий, правда, заметно отличаются от их коллег, которые одевают голливудских звезд. Эти стилисты должны сделать своих клиентов не столько красивыми и стильными, сколько убедительными — причем для конкретной аудитории. Так что не стоит недооценивать детали — дьявол, как известно, кроется именно в них. Костюм (даже самый невзрачный) может быть полноценным орудием в политической борьбе, направленным прямо на вас — а вы этого даже сходу и не заметите.

Александрия Окасио-Кортес
Александрия Окасио-Кортес