Шах и мат: разбираем гардероб главной героини сериала «Ход королевы»
Сериал «Ход королевы» по одноименному роману Уолтера Тевиса 1983-го года вышел на стриминговой платформе Netflix 23 октября — и тут же попал во все рейтинги лучших шоу года. И дело не только в захватывающей истории блестящей шахматистки Бетт Хармон (Аня Тейлор Джой), которая стремительно становится лучшей в традиционно мужском спорте, но и в визуальном решении. Такое гармоничное сочетание интерьеров, пейзажей и костюмов встречается в кино не так часто. Отдельного внимания заслуживает гардероб главной героини. Он не только запросто может выступить наглядным пособием по истории моды середины прошлого века, но и помогает лучше понять, кто же такая Бетт Хармон — сирота из Кентукки, гениальная шахматистка и девушка, которая постоянно борется со своими внутренними демонами. Рассказываем, что о ней говорят ее образы.
Она внимательно следит за модой
Костюмеры фильмов о сильных женщинах часто грешат одним избитым клише: они одевают своих героинь так, будто на собственный внешний вид им наплевать. Дескать, и поважнее дела есть, чем эта ваша мода. Художница по костюмам Габриэль Биндер решила отбросить в сторону стереотипы и сыграла по-своему: в ее прочтении женщина в мужском мире не боится показаться легкомысленной. А потому ей вовсе не чужды простые женские радости в виде красивых платьев и туфель на каблуках. Как только Бетт Хармон начинает зарабатывать деньги на турнирах, она сразу же покупает себе несколько модных платьев. Для нее шопинг — это одновременно способ эскапизма и манифест собственной финансовой независимости: все детство она была вынуждена носить одни и те же неказистые сиротские платья, как и все девочки в ее приюте в Кентукки. Также любопытно, как меняется манера Хармон одеваться на протяжении сюжета. В начале 60-х она носит приталенные платья с пышными юбками в духе New Look — именно так в то время в подавляющем большинстве выглядели американки. Знаменитые А-образные силуэты и длина мини в духе Пьера Карлена и Андре Куррежа войдут в моду лишь ближе к середине декады — тогда же, когда и появятся в гардеробе главной героини. Как и брюки, которые стали по-настоящему гендерно-нейтральными примерно в 1966-м, когда Ив Сен-Лоран впервые выпустил свой le smoking, а вторая волна феминизма начала набирать обороты.
Ее стиль эволюционирует вместе с ней
Бетт Хармон — сложный и многогранный персонаж, который за один сезон сериала успевает несколько раз кардинально поменять свою жизнь. Сначала она попадает в приют, потом — в приемную семью. Все это время она носит невзрачные платья и плохо сидящие мешковатые пальто — у нее попросту нет возможности покупать что-то лучше. Потом она врывается в мир шахматных соревнований — и открывает для себя моду начала 60-х с ее подчеркнуто женственными силуэтами. К середине декады наступает эпоха модов, окончательная женская эмансипация и сексуальная революция. И первый большой удар в жизни героини — смерть ее приемной матери. Так что носить брюки-капри, короткие платья и пальто-трапеции ей приходится не только из-за желания соответствовать духу времени, но и по причине стремительного личного взросления. Теперь ей придется все в жизни решать самой. Все линии и силуэты в образах становятся более жесткими и прямолинейными, как и сама героиня. Эта графичность сохранится вплоть до конца сюжета — и ее самого большого карьерного триумфа.
Перед нами — живой человек
Очень часто киношные герои получаются такими выхолощенными и подогнанными под какой-то определенный типаж, что вообще не выглядят людьми. Это делает их какими-то «плоскими» и искусственными — и сразу же нарушает связь повествования с реальностью. То же касается и их одежды. Желая более ярко и наглядно подчеркнуть характер персонажа, художники по костюмам часто создают гардероб, который едва ли кто-то смог бы носить в реальной жизни. «Ход королевы» — не тот случай. Мало того, что все образы Бетт Хармон соответствуют общему социальному и историческому контексту истории — они вполне носибельны. К тому же некоторые вещи (в частности, расклешенную черную мини-юбку с золотистыми пуговицами) героиня надевает дважды, по-разному их стилизуя. Согласитесь, в реальной жизни наряды каждый день меняют разве что знаменитости А-листа или героини стритстайла, так что приятно видеть, что девушка из сериала тоже иногда повторяется.
Каждый наряд героини глубоко символичен
В каждом использованном образе на самом деле «зашиты» скрытые знаки и символы. Вот, скажем, клетка как повторяющийся паттерн. В общей сложности Аня Тейлор Джой появляется на экране в клетчатой одежде целых 17 раз. Вам это ничего не напоминает? Все верно: этот рисунок призван повторять шахматную доску. Тем более что обычно это графичная двухцветная клетка — никаких сложных и ярких «шотландок». В сцене парижского шахматного поединка с советским игроком Борговым Бетт Хармон появляется с жутким похмельем — и в бледно-зеленом платье с более темными деталями. Цветовая схема этого наряда в точности повторяет таблетки-транквилизаторы, от которых она становится зависимой — причем ее аддикция усугубляется как раз после того проигрыша. А уж про ее появление в финальной сцене и говорить нечего. Мало того, что белый цвет — традиционный для суфражисток (разумеется, первая успешная женщина в чисто мужском спорте должна быть феминисткой). По форме и крою весь наряд повторяет шахматную фигуру белой королевы — и даже шапочка с круглым помпоном прилагается. И это не только очередная отсылка к самой игре, но и настоящий визуальный манифест нового статуса героини — настоящей королеве в мире шахмат. Шах и мат, как говорится.