Ренессанс Жан-Поля Готье: как дизайнер снова оказался на пике популярности
Идет третий год, как Жан-Поль Готье официально покинул мир моды. «Лебединой песней» дизайнера стала весенняя кутюрная коллекция 2020 года, куда вошли все его хиты за 50 (!) лет блестящей карьеры — от корсетов и «татуированных» лонгсливов до фирменных тельняшек. При этом именно сейчас имя вечного enfant terrible у всех на устах, а его бренд Jean Paul Gaultier — снова на пике популярности. Как дизайнеру, даже не создавая новых коллекций, удается быть таким актуальным и успешно конкурировать с куда более юными коллегами? В двух словах на этот вопрос не ответишь — но мы постараемся сделать это как можно более емко и аргументированно. Тем более что есть отличный повод: сегодня наш герой отмечает свой день рождения!
Уходя (не) уходи
Из моды Готье уходил уже дважды. Первый раз — в 2014 году, когда он закрыл линию ready-to-wear и объявил, что сосредоточится на кутюре. Второй — в 2020-м, когда и кутюрное направление решил свернуть. И оба раза этот хитрец ушел, но не совсем. Обещанного закрытия бренда все-таки не случилось: кутюрные коллекции теперь выпускаются приглашенными молодыми дизайнерами (в этом качестве уже успели отметиться Читосе Абэ из Sacai, Гленн Мартенс из Y/Project, Оливье Рустен из Balmain и любимец Тильды Суинтон — Хайдер Акерманн), а ready-to-wear выходят небольшими дропами или в формате коллабораций (например, нашумевшего сотрудничества со стилистом Лоттой Волковой). Успешная линия парфюмерии также продолжает жить своей жизнью и регулярно пополняется новинками. Готье поступил гениально: почувствовав, что теряет хватку и уже не может постоянно держать руку на пульсе, передал создание коллекций в руки более молодым коллегам, не обремененным таким колоссальным опытом. Но при этом сохранил за собой принятие ключевых решений и участие в жизни бренда. От этого выиграл и дизайн (свежий взгляд на архивы, даже такие выдающиеся, — всегда хорошая идея), и бизнес (бренд все еще на плаву, а его создатель по-прежнему при деле). Итог: показы Jean Paul Gaultier — стабильно самые обсуждаемые события Недели Высокой моды. Пусть и сам Готье теперь наблюдает за ними не из-за кулис, а сидя на почетном месте в первом ряду.
Вирусный контент
Современные дизайнеры всеми силами стараются угодить алгоритмам соцсетей и генерировать «вирусный» контент, который быстро разлетится на репосты. Готье виртуозно делал это еще задолго до того, как интернет стал частью нашей повседневной жизни. Еще в 80-е и 90-е он создавал то, что до сих пор выглядит свежо и за секунды разлетается по лентам соцсетей: «татуированные» топы и кэтсьюты, платья с «голыми» принтами и другие оптические иллюзии, туфли на огромных шипованных платформах, всевозможные вариации на тему корсетов, бра-конусы и юбки для мужчин (до того, как мы выучили слово «агендерность»!). Чтобы не изобретать колесо, молодые дизайнеры прилежно цитируют умудренного опытом коллегу: отсылки к архивам Jean Paul Gaultier мы уже неоднократно видели у Гленна Мартенса, Марин Серр, Джонатана Андерсона и Оливье Рустена. Смешнее всего получилось с Syndical Chamber: основатель барселонского бренда в прошлом году позаимствовал у Жан-Поля идею платьев с «голыми» принтами, а потом назвал его же коллекцию с Лоттой Волковой копией своих работ. Будем надеяться, что он это не всерьез. В любом случае, такое цитирование заставляет нас продолжать говорить о дизайнере, а джензеров знакомит с ним впервые. Кто из ровесников Готье может похвастаться тем, что его знают и любят зетеры? Честно говоря, никто.
Звезды сошлись
Не стоит отрицать и роль звездных выходов в этом неожиданном ренессансе Jean Paul Gaultier. В архивных и новых вещах бренда то и дело выходят Белла Хадид, Рианна, Оливия Родриго, Джада Пинкетт-Смит и все семейство Кардашьян-Дженнер в полном составе. Причем их стилисты выбирают луки Jean Paul Gaultier не только для выходов на красную дорожку, но и для повседневных гардеробов своих клиентов — так что упоминания бренда встречаются не только в сезон наград и кинофестивалей, но и между крупными мероприятиями. Причем независимо от выхода новых дропов и коллекций! Умению вести инфлюенсер-маркетинг у команды Готье еще стоит поучиться — от их действий эффекта куда больше, чем от бездумных рассылок очередных сумок модным блогерам, которыми грешат крупные бренды.
Мода на винтаж
Сыграла свою роль и захлестнувшая всех мода на винтаж — и то, как этот самый винтаж «помолодел». Если раньше искатели архивных сокровищ охотились за жемчужными нитями Chanel 60-х, бижутерией Yves Saint Laurent 80-х и «вечными» сумками Hermès, то сегодня их куда больше интересуют вещи 90-х и начала нулевых — времени, когда Готье был в лучшей своей форме. А уж по яркости и зрелищности его одежда того периода легко даст фору «седлам» и ярким лонгсливам Джона Гальяно для Dior или корсетам Vivienne Westwood, еще совсем недавно захватившим все «винтажки» и ресейл-платформы мира. Так что охота за сетчатыми топами в татуировках, ремнями с кириллицей из «конструктивисткой» коллекции и строгими пиджаками с показа Chic Rabbis 1993 года объявляется откртой.
Вечная классика
Но давайте будем честными: даже без учета всех этих факторов ренессанс Jean Paul Gaultier был неминуем. Просто потому что Готье — удивительно продуктивный дизайнер, который выдал так много новых идей, что на этом «топливе» продолжает работать вся модная индустрия. Отголоски его архивных коллекций слышны каждый сезон — иногда чуть громче, иногда чуть тише. В конце концов, мы живем в эпоху ремейков и бесконечного переосмысления находок из прошлого. По этим законам живет и кино (привет готовящимся ребутам «Гарри Поттера» и «Сумерек»), и музыка (заметили тренд на перепевки старых хитов?) и, конечно же, мода (попробуйте вспомнить хоть один большой бренд, который не перевыпустил свои архивные сумки). Так что удивляться тут нечему: по-настоящему гениальные идеи срока годности не имеют. Так что бренд Jean Paul Gaultier спокойно мог бы существовать, выпуская лишь переиздания своих богатых архивов. Разве кто-то откажется от той самой тельняшки или яркого килта?