Почему пост креативного директора — больше не предел мечтаний для дизайнеров

Смена приоритетов
Карл Лагерфельд на фоне эскизов своей первой осенне-зимней коллекции Haute Couture для Chanеl, Париж, 1984 год
Карл Лагерфельд на фоне эскизов своей первой осенне-зимней коллекции Haute Couture для Chanеl, Париж, 1984 год
John van Hasselt/Corbis/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Минувшие Недели моды стали сезоном прощаний дизайнеров с брендами. Свои последние коллекции для Chloé и Alexander McQueen показали соответственно Габриэла Херст и Сара Бертон. Впрочем, было и еще одно прощание — не такое громкое, но не менее важное для индустрии. Спустя сорок (!) лет работы в Prada Group родную компанию покинул Фабио Замбернарди. На протяжении последних 20 лет он был дизайн-директором Prada и Miu Miu. Новые весенне-летние коллекции этих брендов — последние к которым он приложил руку. И хотя его имя известно в основном инсайдерам индустрии, его вклад в создание визуального языка Prada огромен: все эти годы он фактически был правой рукой Миуччи Прады. У вас, возможно, возникнет вопрос: неужели за такой долгий срок никто не пытался переманить его в другую компанию? Неужели ему ни разу не предложили повышение? Практически все свеженазначенные креативные директора в недавнем прошлом — дизайн-директора или старшие дизайнеры. И довольно сложно поверить, что никто и никогда не «схантить» такой ценный кадр, как Фабио.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Раф Симонс, Миучча Прада и Фабио Замбернарди в финале покзаа Prada весна-лето 2024
Раф Симонс, Миучча Прада и Фабио Замбернарди в финале покзаа Prada весна-лето 2024
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И что-то нам подсказывает, что все-таки хотели. И не раз. Так почему он никуда не уходил на протяжении стольких лет? Вы удивитесь, но ответ может оказаться до смешного прост. Возможно, ему просто никогда и не хотелось стать креативным директором. Мы привыкли к тому, что эта позиция — венец карьеры любого дизайнера, то, к чему стремятся абсолютно все. Казалось бы: о чем еще можно мечтать? Это синоним успеха. Съемки, интервью, узнаваемость, дружба со знаменитостями. Выходы на поклон в конце показов, Но за последние годы положение дел в индустрии серьезно поменялось. Отныне эта должность перестала быть для многих пределом мечтаний. Но почему?

Кадровые перестановки превратились в простой способ сделать быструю «перезагрузку», когда нужно сигнализировать публике, что в марке грядут перемены.

Во-первых, из-за огромного давления, которое оказывается на креативных директоров. Любой стратегический просчет в руководстве брендом списывается на них. Упали продажи? Случился коммуникационный кризис? Первой летит с плеч голова дизайнера. Притом, что финансовый менеджмент и топовые управленцы могут сидеть на своих местах десятилетиями. Кадровые перестановки превратились в простой способ сделать быструю «перезагрузку», когда нужно сигнализировать публике, что в марке грядут перемены. Отсюда вытекает вторая проблема: «срок годности» креативного директора сильно ограничен. У Карла Лагерфельда были бессрочные (читай: пожизненные) контракты с Fendi и Chanel. Сегодня такое невозможно. Обычно договор с дизайнером заключается на три года. Если повезет, его пролонгируют. Но мало кто проводит на своем посту больше пяти лет. При этом после отставки не так уж много вариантов последующего развития карьеры. Из-за этого фэшн-рекрутер и автор телеграм-канала shoes&drinks Лиза Буйнова даже называет должность креативного директора «карьерным самоубийством». Шансы занять ту же должность в другом бренде стремятся к нулю, а пойти «на понижение» готовы далеко не все. Про открытие собственного бренда мы вообще молчим: тут не обойтись без инвесторов, а значит, придется бескончно искать компромисс. Именно поэтому экс-креативные директора зачастую пропадают из поля зрения сразу же после увольнения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Адриан Аппиолаза в Loewe
Адриан Аппиолаза в Loewe
@adrianappiolaza

И, наконец, совсем прозаичное: деньги. Дизайн-директор или старший дизайнер может позволить себе вести сторонние проекты. Например, консультировать другие марки, как делает Адриан Аппиолаза из Loewe. Креативный директор такой роскоши лишен. Так что, выходит, быть «второй скрипкой» не только спокойнее, но зачастую и выгоднее. Если, конечно, честолюбие позволяет уступить главную партию кому-то другому.